Звезды иркутского балета
Мы двигались по весенней грязи и взахлеб говорили о прыжках, растяжках и поддержках. Славу Гладких в музыкальном театре мне представили лаконично: восходящая звезда балета.
Девчонки-поклонницы пишут ему записки: "Слава, ты просто супер!" Просят автографы и фото на память. Но от успеха Слава не превратился в звездного мальчика. У него тихий голос, застенчивая улыбка и лицо сказочного принца.
Подходим к двери, звонок наигрывает мелодию из "Лебединого озера". Появляется миниатюрная рыжеволосая Наташа - жена Славы. Несмотря на свою хрупкость, очень решительная волевая девушка. Впрочем, как и все балерины.
"Увидела на кассете и влюбилась"
- Знаете, мы со Славой познакомились благодаря моей решительности, - говорит Наташа. - Я преподавала хореографию в одной из школ Ангарска. Была обыкновенной учительницей. Как-то подруга ко мне приходит с горящими глазами: "Давай поступим в училище культуры на хореографическое!" И поставила кассету с записью экзаменационных выступлений. Там я увидела Славу - он танцевал в ансамбле "Ангара". Я влюбилась с первого взгляда. Все время перематывала кассету, смотрела на него. И решила поехать в Иркутск, найти его. Поступила я в училище культуры без проблем. Но ни это было моей главной целью. Преподаватель поставила нам условие - обязательно танцевать в ансамбле "Ангара". Я пришла - Славы нет. Месяц он на занятиях не появлялся.
Слава:
- Я экзамены тогда сдавал. Учиться еще надо было, не только танцевать. Хотя ради ансамбля я и уроки пропускал.
Наташа:
- Через месяц он появился. Я вообще решительная, без комплексов. Сразу подошла к нему и выпалила: "Здравствуй, меня зовут Наташа, я хочу с тобой дружить". Сыграла ва-банк, хоть и не знала, чем это все обернется. Ведь девчонки из ансамбля предупредили меня: "У тебя со Славой никаких шансов". Мне стало еще интереснее завоевать его. Борьба должна быть, интрига...
"И чего ей от меня надо?"
Слава:
- Помню, пришел с другом. Встал на свое место у станка, разогреваюсь. Вдруг подходит ко мне пухленькая девушка и предлагает дружбу. Я ее первый раз в глаза-то увидел. Смог только ошарашенно выдавить: "Здравствуй". Отвернулся и стал заниматься своим делом. Но все время на нее косился, все думал: "Что это с ней? Чего она от меня хочет?"
Наташа:
- Я тогда действительно поправилась на десять килограммов. Переехала в Иркутск, сменила обстановку, ела что попало...
Слава:
- Потом стали встречаться, появилась общая компания. Как-то отмечали 8 Марта. Мы с Наташей оказались рядом. Все вокруг шумит - разговоры, музыка, смех, а для нас словно звук убрали. Мы слышали только друг друга. Вот тогда и приняли обоюдное решение дружить. Думаю, если б тогда ко мне Наташа не подошла, я до сих пор ходил бы холостяком. Она вообще более инициативная, быстрее и решительнее на все реагирует.
Наташа:
- Я так боялась показаться навязчивой. Но куда скроешь природную напористость? Слава мне казался немного скромным. Он однолюб, из тех, что не сразу зажигаются. Не из тех влюбчивых парней, чувств которых хватает на полгода. Месяца два каждый вечер он провожал меня домой. Мы много гуляли, разговаривали, сидели на лавочках... И как-то раз, провожая меня, Слава спросил: "Будешь ты со мной жить в конце концов?" Я сказала: "Да". Мы развернулись и пошли к Славе. С тех пор, почти семь лет, мы вместе.
Приходил под окна с баяном
- Принято считать, что балерины поздно заводят детей, думая прежде всего о карьере?
Наташа:
- Тогда я и не думала о работе в театре. А ребенка мы очень хотели. Слава приходил под окна роддома с баяном и играл "Маленькой елочке холодно зимой". Все роженицы наслаждались, завидовали мне: "Какой у вас муж веселый!" Я рожала 24 декабря, именно в тот вечер была премьера "Щелкунчика". А главная героиня балета - Маша.
Слава:
- На протяжении всего спектакля бегал к телефону и так надоел работникам роддома, что потом уже никто трубку не брал. Премьера, а я весь на нервах. После первого акта - не родила, в антракте - не родила. Господи, думаю, сколько можно, я ведь ее утром в роддом отвез?.. Наконец после спектакля приятный женский голос мне сообщил: "Поздравляю, у вас дочь!" Я поднимаюсь к ребятам, которые вовсю уже отмечали премьеру. "Кто?" - спрашивают меня. "Дочь!" - отвечаю с гордостью. "Маша!" - хором закричали коллеги. Я Наташе принес кучу записок и сообщил: "Назовем дочь Машенькой, вся труппа так решила".
Наташа:
- Маша - театральный ребенок. Иногда приходится брать ее с собой на репетиции. В "Сотворении мира" я танцую ангела. Архангел, взяв меня на руки, уносит за кулисы. Маша, увидев это, закричала: "Отпусти мою маму!" В другом спектакле Славу избивают. Маша как раз была на репетиции этой сцены. И вдруг так истошно завопила: "Не бейте моего папу!"
Прыгаем, зависаем в воздухе, кормим рыбок...
Из чего состоит день балетных артистов? Что они едят на завтрак? Придерживаются ли диеты? О чем говорят в гримерках? Дрожат ли у них ноги на сцене?
Ровно в 7.30 верещит противный будильник. На автопилоте кто-то движется к чайнику. Чаще всего это испытание достается Славе. А его прекрасные женщины еще нежатся в постели.
Маша обычно в садик не торопится. Ей хочется то полежать, то посмотреть телепузиков. Но с такими строгими родителями сильно не забалуешь.
На завтрак кофе с шоколадом. Это помогает проснуться и продержаться без еды до обеда. Завтрак должен быть символическим: "иначе на уроке тяжело. Раньше мы даже кофе не пили".
Далее - кормежка рыбок. Это Наташина привилегия. Она может полчаса, замерев, наблюдать за флегматичными обитателями аквариума, переносясь в какое-то иное измерение. Иногда даже мужу обед забывает приготовить.
Затем Машу - в садик, сами - в театр. В гримерках обычный утренний треп: "Вы видели вчера балет по ТВЦ?", "А сколько у тебя в этом месяце палок?". (На театральном жаргоне "палка" - это поспектаклевая оплата.) Одевальщица, как всегда, расскажет что-нибудь об НЛО или снежном человеке.
Урок - классический экзерсис. Разогрев, разминка. С начала у станка или, как говорят балетные, у палки, затем - на середине зала. Отработка позиций и движений. Плие, батман тандю, батман жете - одни названия уже музыка.
Самое сложное - заставить тело проснуться и слушаться. Мозг уже бодрствует, а тело еще тормозит. Балетных сравнивают со штангистами. Такие на занятиях нагрузки. Прыжки, поддержки. Можно и навернуться - тогда поломанные ребра тебе обеспечены. Что уж говорить о растянутых связках и поврежденных менисках. Но об этом не думаешь. Иногда над одним движением приходится биться часами, а что-то вообще у тебя никогда не получится. Выше головы не прыгнешь... Хотя танцор-то должен прыгнуть - например, на высоту своего роста.
В танце это называется баллон. Подпрыгиваешь и словно зависаешь в воздухе на долю секунду, как шарик. Кто хоть раз испытал такое, это уже не отпустит.
После урока репетиция спектакля. Репетиции длятся по 2,5-3 часа. А если еще и много спектаклей - танцор может за месяц скинуть килограммов семь.
Рядом с гримерками есть душевые кабинки. Это для балетных не роскошь. "После урока или спектакля возвращаемся мокрые, как мыши".
"Взять зрителя когтями"
В 14 ч бегом в буфет. Театральный буфет больше чем буфет. Здесь можно поболтать с коллегами, обсудить последние новости. "Меня сегодня на сто рублей оштрафовали за курение в неположенном месте", - жалуется кто-то. - Но я же был на пути к курилке, ей-богу! А тут навстречу директор. Я сигарету за спину спрятал, а дым изо рта предательски выполз. Директор мне дружелюбно говорит: "Привет. С тебя сто рублей".
Наташа берет обычно клубничный йогурт, для Славы нет ничего аппетитнее супа или солянки. Много пирожков есть нельзя - нужно держать себя в форме.
Обязательный, вполне узаконенный в театре пункт - сончас. В комнате отдыха на большом диване могут спать по восемь-девять человек. Балетные - люди компактные, колбасками свернутся и - порядок.
Самое напряженное время перед спектаклем. В гримерках при свете "мюллеровских" лампочек нужно нанести грим - навести брови, набросать румянец. Надеть парик, облачиться в костюм. Стену в мужской гримерке украшают шикарные девицы топлесс. Сколько раз белили, но эту достопримечательность не тронули - пусть висят для колорита.
Перед спектаклем мандраж. Полно мыслей в голове - кажется, ничего не получится. Но только выйдешь на сцену - тебя словно отключают от всего постороннего. Ты весь отдаешься танцу. Нужен темперамент, энергетика. Нужно взять когтями зрителя, вытащить на сцену и заставить посмотреть тебе в глаза.
В перерывах прибегаешь весь в мыле - надо успеть переодеться, поправить грим. В некоторых спектаклях приходится сменить восемь-девять костюмов. Если время останется - перекинуться в картишки.
После спектакля - в буфет или домой. В буфете можно взять пиво и посидеть с друзьями. Дома - телевизор, который редко удается посмотреть. На хороший фильм или балет летишь спотыкаясь и падая. Раньше чета Гладких любила ужастики. Слава кричит, когда смотрит. Наташа после фильма начинает пугаться шорохов и теней. Голос из-под одеяла: "Иди скорей ко мне, я одна не засну!"
Перед сном обсуждается пройденный день. "Утешаем друг друга или, наоборот, начинаем перечислять допущенные ошибки и обижаемся. Вечером ссоримся - а утром просыпаемся друзьями".
Я никогда не станцую принца
- Какая должна быть фигура у балетного танцора?
Слава:
- Как у Аполлона, я полагаю. Красивые ноги, торс. Движением, позой можно скрыть недостатки. Но все равно от фактуры танцора во многом зависит его амплуа. Например, я никогда не станцую принца. Для такой партии необходима красивая фигура, рост. Поначалу я мечтал танцевать романтических героев. Но теперь понял, что характерные гротескные партии не менее интересны и выигрышны. Первые два года в театре я ничего особенного не танцевал. Был довольно корявым. Но позже мне стали предлагать и главные партии. В "Порги и Бесс" я исполнил роль парня-инвалида, так что весь спектакль пришлось провести на коленях. А в "Сотворении мира" стоял в массовке, но постановщик предложил: "Попробуй-ка партию Дьявола!" И я стал Дьяволом - импульсивным, жгучим, темпераментным.
Как-то мы ездили в гости к одному актеру. На обратном пути в поезде резались в карты. Одна карта упала под стол. Доставая ее оттуда, я располосовал себе руку. А через четыре дня мне танцевать Дьявола. Лечил руку мазью. А перед спектаклем пластырем залепил, замазал тональным кремом. Но после каждого движения из раны шла кровь. Я ее обтирал в антрактах и шел дальше танцевать.
Наташа:
- В жизни Слава совсем не дьявол... Ссоримся мы в основном из-за работы. Но это быстро проходит. Ведь вечером на сцену выходить, любовь изображать.