Зачем художник вживил в руку третье ухо? О возможностях сайнс-арта поговорили в Иркутске
«Научно-технологическое искусство: почему и зачем?» – тема лекции Ольги Ремновой, которую она провела для иркутян в галерее «Революция» 20 июля. Ольга – кандидат культурологии, искусствовед, арт-терапевт. Специалист по art&science прилетела в Иркутск из Москвы, чтобы рассказать о новых видах искусства.
На лекции сначала разобрались в понятии сайнс-арта. Трактуется как «научное искусство», «наукоемкое искусство», «искусство исследования». Можно сказать, что это художественный способ презентации научных данных и изобретений, которые приобретают в презентации эстетическую ценность. Искусство с научными методами, проблемами и материалами.
Science+art = наука + искусство + технологии на территории искусства
Сайнс-арт для России направление новое, набирающее популярность. На Западе оно появилось в 1995 году. В своей лекции Ольга часто говорит о нейроарте. Это один из типов сайнс-арта – это искусство, выполняющее задачи нейронауки.
Предвестником нейроарта стал Сантьяго Фелипе Рамон-и-Кахаль – испанский врач, лауреат Нобелевской премии. Он с детства мечтал стать художником, и поэтому зарисовывал все, что видел в своем микроскопе.
Открыть закрытые лаборатории – один из основных стимулов заниматься этим искусством. Зачем? Чтобы спровоцировать дискуссию в обществе касательно подобных разработок в области науки.
Получается, что это искусство с уклоном на науку, пока непонятно. Шестеренки на картине или кусок льда на выставке? В данном случае нам нужны примеры. И они есть.
Австралийский перфомансист Стеларк. Путем хирургического вмешательства художнику в левую руку вживили дополнительное ухо, выращенное на основе его же ДНК. К имплантату подвели кровеносную систему, и хотя ухо не слышит, оно остается условно живым. Еще третье ухо оснащено выходом в интернет и bluetooth. Стеларком был придуман такой перформанс: в нескольких выставочных залах разных частей света установили слепки руки художника с третьим ухом. И через эти уши транслировали звуки, которые слышали другие слепки ушей из разных стран. Получался некий шум. А теперь развязка: Стеларк объяснял это как демонстрацию акустического загрязнения. Вокруг нас много лишних шумов, и на эту проблему стоит обратить внимание.
Было ли ухо действительно вживлено художнику или это муляж – никто не может сказать наверняка. По мнению Стеларка, тело человека устарело и требует модификации. Сегодня это арт-движение называют биопанком — по аналогии с киберпанком, но с уклоном в биотехнологии.
Некоторые художники, работающие с сайнс-артом, призывают обратить внимание на проблемы. А некоторые не указывают, а решают.
Джоди Ксионг создал проект «Искусство сознания без границ». Китайский художник нашел 16 добровольцев с инвалидностью, которые попробовали рисовать с помощью силы мысли. Заранее участники выбрали цвета красок, которые им понравились больше всего. Краску поместили в воздушные шарики с небольшими детонаторами. На голову участника надели нейроинтерфейс, который закалиброван на то, чтобы взорвать шар при большой степени концентрации. Шарики поместили внутрь куба, который потом развернулся и стал холстом. Шарик взрывается, холст разворачивается, краска разбрызгивается и получается абстрактная картина.
В этом проекте нет претензии на художественность — это социальный проект. Но для многих людей он был откровением, потому что выставка путешествовала по городам Китая и вызвала большой резонанс. Благодаря проекту было собрано большое количество средств на помощь людям с ограниченными возможностями. Что хотел сказать автор: да, их тело не идеально, у них есть ограничения. Но сила человеческого разума то, что действительно важно. Эти люди имеют право быть творцами.
Художница Лиза Парк попыталась помочь людям понять друг друга лучше. В своем проекте Лиза попробовала изучить пять основных эмоций: счастье, ненависть, грусть, злость и желание.
Лиза находится в середине специальной конструкции, ее окружают чаши с водой. С помощью интерфейса на голове художник концентрируется на определенной эмоции, которая преображается в заранее прописанные звуки и создает вибрации в чашах с водой. Так получается, потому что под чашами установлен звуковой динамик. Чем больше сосредоточена Лиза, тем интереснее звук и вибрация воды.
Идея художницы такова: современный мир — большой и сложный, он постоянно находится в состоянии беготни, шума и полной расфокусированности. Иногда хочется заострить внимание на чем-то определенном, поэтому нужно прислушаться к самому себе.
Ещё несколько интересных проектов:
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!