Буддийский карточный домик: политические игры Карма Кагью
Бабр ни в коем ключе не пытается оскорбить чьи-либо религиозные чувства. А лишь хочет показать, что даже в самой белой и пушистой религии, коей предстает Буддизм, есть место для лжи, алчности, лицемерия, суеверности, трусливости и тщеславности.
Сформировавшийся ореол святости в западном мире относительно буддизма в последнее время несколько утратил свой лоск. Буддийские ламы все чаще оказываются в центре многочисленных скандалов. Все чаще звучат обвинения в их сторону в том, что они уже давно превратили свое учение в бизнес, паразитируя на своих учениках и вытягивая из них значительные денежные средства.
В данной статье Бабр не ставит цели кого-либо обличить или обвинить. Мы лишь бегло пробежимся по известным фактам из истории религиозной организации Карма Кагью.
Тибет никогда не был идиллической страной чудес, его история, как и любого другого феодального государства, полна интриг, войн и предательств. Население Тибета, - а это не только служители буддийской корпорации, но и обычные люди, - всегда существовало в некой отсталости. Их свобода целиком зависело от ближайшего ламы, а образование было привилегией монастырей.
Суть буддизма для большинства тибетцев означала лишь поверхностную веру в общие основы с их акцентом на страх и кармическое воздаяние. В случае, если этого оказывалось мало, в ход шли розги и пытки с отрубанием конечностей.
Политическая власть в Тибете столетиями была разделена между четырьмя буддийскими организациями, испытывающими рьяную неприязнь друг к другу: Кагью, Гелуг, Сакья и Ньингма. Их враждебность сохранялась даже во время изгнания Лам из Тибета.
Основателем течения Карма Кагью является Дюсум Кхьенпа, который, занимаясь йогой сна, достиг Просветления в возрасте 50 лет. В 1160 году ему был присвоен титул Кармапы - выше коего в иерархической системе буддизма находятся лишь две фигуры: Далай-лама и Панчен-лама.
Передача власти в буддизме осуществляется через реинкарнации-перерождения (тулку), выполняющие задачу сохранения непрерывности власти. Веками существующая в Тибете система тулку позволяет монастырям и ламам вести далеко не бедную жизнь.
Система реинкарнаций очень редко дает сбои, ибо заинтересованные лица заранее зачищают возможные «проблемы» нужного им перерождения. Но сбои все-таки случаются, как, например, в 1990-е годы, когда сразу два человека стали Кармапами.
Процесс определения новой реинкарнации это главное средство политических войн Тибета, так как процесс узнавания перерожденца оставлял много места для мошенничества. В большинстве своем юные реинкарнации были политическими марионетками в руках определенной влиятельной группировки. Благодаря своему затворничеству они имели слабое представление о жизни вне стен монастыря, что было, несомненно, на руку их хозяевам.
С приходом к власти в 1980 году Дэн Сяопина политика КНР в отношении Тибета и Буддизма резко изменилась. Не сумев подавить тибетскую оппозицию силой, Китай стал действовать более осторожно, решив установить контроль над признанием тулку VIP-лам. Наглядный пример тому история с Панчен-ламой.
В 1995 году Далай-лама в качестве нового Панчен-ламы представил Гедхуна Чёкьи Ньимы, но спустя всего пару дней мальчик вместе со своей семьей был похищен властями Поднебесной. Позже коммунисты назначили на его роль сына члена КПК. Местонахождение Гедхуна Чёкьи Ньимы до сих пор неизвестно.
В 1950-е годы Гелуг предложили покончить с богатыми религиозными шоу и «опустить» высоких лам на землю. В результате три другие школы взбунтовались. Объединившись, они выбрали Кармапу своим предводителем. Возник мощный конфликт между Далай-Ламой и Кармапой. В итоге от ограничения лам в шикарной жизни пришлось отказаться.
У Далай-ламы с Кармапой были натянутые отношения - они являются лидерами противоборствующих группировок Гелуг и Кагью. Кроме того монастырь Кармапы в Румтеке был своего рода альтернативой дхарамсальскому «Тибетскому правительству в изгнании».
К слову, незадолго до серии конфликтов Далай-лама шел на сближение с Кармапой и даже отменил двухсотлетний запрет на перерождения Шамарпы (вторая по влиянию фигура в учении Карма Кагью).
Снятие запрета на реинкарнации носило, прежде всего, материальный характер. Поскольку Шамарпа вновь занял место главного ученика Кармапы, всем остальным ламам пришлось опуститься в иерархии на ступень ниже. Это означало серьезные потери по части недвижимости и доходов. Данное событие во многом стало предопределяющим для дальнейших событий.
К слову о ламах:
Дамчо Йонгду, занимавший пост генерального секретаря, скончался в 1982 году, и поставил Карма Кагью на грань банкротства. После его смерти казна оказалась совершенно пуста. Провести проверку финансовых записей было невозможно в виду отсутствия последних. Началось расследование, во время которого исчезла вдова покойного. Позже ее обнаружат в Нью-Йорке замужем за своим старым любовником.
Лама Тенпа продавал героин в Дании. Лама Шераб шантажировал австрийскую девушку, которая была от него беременна, и заставлял ее сделать аборт. Лама Трунгпа, широко известный на Западе своими книгами, умер алкоголиком. Лама Бардо заявлял, что тулку Кармапы это его сын, который родится в скором времени. Родилась дочь…
Лама Озел Тендзин, будучи инфицированным ВИЧ, сознательно заражал своих любовников и любовниц. Калу Ринпоче, Лама Мёнлам, Лама Лодрё также были замешаны в сексуальных скандалах. Кроме этого, Калу Ринпоче был наставником Сёко Асахара, руководителя секты Аум синрикё, которая устроила зариновую атаку в токийском метро 20 марта 1995 года.
Джамгён Конгтрул, один из четырех регентов Карма Кагью, которые управляли организацией с 1981 по 1992 годы, разбился на BMW 525, не справившись с управлением на скорости 180 км/час. Еще один регент – Ситупа Ринпоче - имел долю на непальском черном рынке.
После смерти шестнадцатого Кармапы в рядах Карма Кагью произошел конфликт, и дабы сгладить углы, сразу четверым VIP-ламам было позволено встать у руля течения. Их задачей являлся поиск перерождения Кармапы и управление организацией. Регентами стали Шамарпа, Джамгён Конгтрул, Ситупа и Гьялцаб. Стоит ли говорить, что с поиском своего начальника они не спешили?
Годы регентства были отмечены ожесточенной борьбой за власть, время от времени переходящей в открытую войну. Например, когда Ситупа обвинял Шамарпу в краже земли, предназначенной под строительство Международного буддийского института в Дели, а после этого попытался сослать его в оккупированный китайцами Тибет.
Стоит заметить, что по некоторым оценкам активы Карма Кагью могут составлять более двух миллиардов долларов. Но более важно то, что Карма Кагью контролирует сеть монастырей, расположенных на индийско-тибетской границе. Данный факт, учитывая геополитический конфликт Индии и Китая, имеет очень большое значение.
12 июня 1992 года в монастыре Румтек Ситупа и Гьялцаб на собрании лам объявили о том, что семнадцатый Кармапа найден. В качестве подтверждения «правильности» перерожденца двое регентов предоставили письмо-одобрение от Далай-ламы, полученное ими от его секретарши. Сам Далай-лама в это время находился в Бразилии и одобрил новое воплощение по телефону, в ответ на присланное ему досье на реинкарнацию Кармапы по факсу.
Также в качестве подтверждения было показано письмо покойного шестнадцатого Кармапы с подробными инструкциями по поиску своего тулку. Впоследствии Ситупа и Гьялцаб использовали оба эти письма для того, чтобы принудить всех остальных лам в письменной форме признать Кармапу в Ургьене Тринле. К слову, подтверждение Кармапы Далай-ламой не имело никакого политического значения, однако многие ламы, как и все обычные люди, зачастую склонны преклоняться пред титулованными особами.
Позже на собрании появился Шамарпа и в окружении шести солдат регулярной индийской армии устроил погоню за Ситупой и Гьялцабом, скрывшимися от него в своих покоях. После этого под крики «Смерть врагам Кармапы!» началась драка между ламами Ситупы, Шамарпы и пьяными тибетцами, которые незадолго до этого прибыли туда на автобусах.
17 июня 1992 года нового Кармапу Ургьена Тринле привезли в центральный монастырь Карма Кагью в Цурпху. Во время его трансфера перевернулся один из автомобилей кортежа, два человека погибли. По приезду младший брат Ситупы был арестован за драку с полицией. Во время самой интронизации Ургьена Тринле также имела место драка монахов со зрителями.
Вся буддийская элита признала Кармапу в Ургьене Тринле. Столь многочисленная поддержка Ситупы во много была обусловлена и тем, что ламы, имевшие свои монастыри в Тибете, не могли противиться воле Китая, который недвусмысленно поддерживал Ургьена Тринле. Китай хотел использовать Кармапу в борьбе против Далай-ламы, а также для укрепления своих позиций в Тибете, как и в случае с Панчен-ламой.
В оппозицию к ним встали: Шамарпа, Благотворительный Фонд Кармапы и Лама Оле Нидал. Они требовали провести судебную экспертизу письма шестнадцатого Кармапы, найденного Ситупой.
Датчанин Оле Нидал приехал в Непал в декабре 1969 года вместе со своей женой Ханной, чтобы купить наркотики, так как считал, что они показывают человеку абсолютную истину.
В Индии Нидал случайно познакомился с шестнадцатым Кармапой, подружился с ним и стал европейским Ламой, так как у Карма Кагью в то время была острая необходимость в расширении своего рынка духовных услуг. Начиная с 1974 года, Лама Оле Нидал начал открывать школы Карма Кагью по всему миру, исключая исламские страны, но включая Россию. На сегодняшний день Оле Нидал основал 642 буддийские общины в 66-и странах.
В противовес Нидалу Ситупа имел сеть прибыльных Дхарма-центров в США и по всей Азии, в том числе в Китае, куда европейцу был путь закрыт.
Без «своего Кармапы» Лама Оле Нидал и Шамарпа были не в силах противостоять Ситупе, который к тому моменту без сопротивления со стороны властей штата Сикким (в частности министра Бхандари, связанного с Ситупой деловыми отношениями) захватил монастырь Румтек, находившийся в управлении Благотворительного Фонда Кармапы.
27 января 1994 года Шамарпа объявил в Дели об обнаружении альтернативного Кармапы. Им стал мальчик из Лхасы Тендзин Кхьенце, сейчас известный под именем Тринле Тхайе Дордже.
17 марта 1994 года в Международном буддийском институте в Дели состоялась церемония вступления на трон Кармапы Тхайе Дордже. Церемония была омрачена кровавым побоищем между сторонниками нового Кармапы и людьми Ситупы. Солдаты индийской армии и полиция Дели, призванные обеспечить охрану мероприятия, решили не вмешиваться в конфликт и просто сбежали. В своих лозунгах сторонники Ситупы утверждали о поддержке со стороны Далай-ламы, который в то время выступал на конгрессе по правам человека.
В 1994-98 гг. Ситупа находился в изгнании - власти Индии объявили о его связях с Китаем. В этот период Ситупа странствовал с лекциями по Европе, позже некоторое время жил в США. Друг Ситупы Бхандари в декабре 1994 года проиграл выборы в штате Сикким и был обвинен в коррупции.
В сентябре 1994 года Кармапа Ургьен Тринле заявил, что будет следовать линии Компартии Китая, а уже 28 декабря 1999 года сбежал из своего монастыря в Тибете и отправился в Индию, где 5 января 2000 года Далай-лама выделил ему резиденцию в монастыре Гьютсо.
Побег Ургьена Тринле мог быть спланирован китайцами для усиления авторитета Кармапы среди буддистов, тем самым укрепив его притязания на единоличное правление. Здесь стоит учитывать тот факт, что после смерти Далай-ламы именно Ургьен Тринле мог стать врио главы Тибета.
Власти КНР объявили, что следующим Далай-ламой станет житель контролируемого ими Тибета. Это шло вразрез с утверждением самого Далай-ламы, считающего свою будущую тулку рожденной в эмиграции.
Таким образом, в будущем стоит ожидать появление сразу двух Далай-лам.
Понимая, что китайцы имеют в своем распоряжении сразу полтора рычага влияния: Панчен-ламу и Кармапу*, Далай-лама еще в 2011 году публично заявил, что тибетский народ должно возглавить выборное лицо. Таким лицом в последствии стал юрист Лобсанг Сенге.
* (Позиция Кармапы по любому вопросу может быть нестабильна и вызывать определенные сомнения, поскольку даже за то время, что он провел в «тесном кругу» с Далай-ламой, невозможно однозначно определить склонили ли Ургьена Тринле в нужную антикитайскую сторону или нет. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и то, что, по сведениям из различных источников, Ургьен Тринле психически неуравновешенный человек).
В России центры Карма Кагью входят в Российскую Ассоциацию Буддистов Алмазного Пути. Во всех центрах, основанных Оле Нидалом, Кармапой позиционируется исключительно Тхае Дордже.
Российская сеть Карма Кагью одна из самых многочисленных в мире, в нее входят 54 города, начиная от Калининграда и заканчивая Южно-Сахалинском. Также она владеет четырьмя ретритными центрами, один их которых расположен в Италии. По словам Оле Нидала, российская сеть Алмазного пути является дотационной.
Иркутский филиал Алмазного Пути располагается по улице Шевцова, в здании бывшей детской инфекционной больницы, которое было выкуплено буддистами в 2001 году на аукционе. До этого приверженцы нидаловского крыла Карма Кагью собирались на квартире у экс-президента филиала Александра Вычугжанина и Веры Бочанцевой в течение девяти лет с 1992 года. В настоящий момент президентом иркутского отделения по документам значится Ольга Домышева.
Кроме дома на Шевцова Алмазный путь владеет коттеджем на Байкале на станции «Подкаменная». Летом 2017 года они планируют возвести Ступу Совершенной Победы на берегу озера.
Лама Оле Нидал заработал свое состояние на внутренних противоречиях Карма Кагью. Решая свои собственные задачи и преследуя определенные интересы, датчанин сыграл на кулуарных конфликтах азиатов, обострив их локальную грызню до открытого столкновения на глобальном международном уровне. Весьма неплохо для человека, который до знакомства с буддизмом зарабатывал деньги на контрабанде золота и гашиша.
1 апреля 2007 в Копенгагене в возрасте 60 лет умерла жена Оле Нидала Ханна. Осенью 2014 года Оле Нидал в 73 года женился во второй раз.
Бабр со своей стороны может лишь порадоваться за головокружительную карьеру этого человека.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!