Смотрим выставку Анри де Тулуз-Лотрека

В дизайне есть правило «трех секунд». Даже если вы слышите о нем впервые, то уже догадались, о чем оно. Все верно: реклама должна быть максимально броской и информативной – дольше трех секунд ее не смотрят. Впрочем, исключения есть. Но чтобы стать им, нужно войти в историю. Например, как французский постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек.

Афиша "Мулен Руж: Ла Гулю". 1891 г.

Афиши Лотрека производили огромное впечатление на парижан.

Выставка «Paris, Paris…» Лотрека проходит сейчас в Иркутском областном художественном музее. Всего на выставке представлено 52 работы, все из которых – литографии. В экспозиции есть и зарисовки, и наброски, но самое видное место занимают, естественно, афиши Лотрека. Бабр делится впечатлениями, а также рассказывает, на что обратить внимание на скромной выставке.

Разрушаем стереотип по пунктам

Устойчивое представление о Лотреке, как о художнике, чьей творческой силы хватает не более чем на мишурный плакат, конечно, не соответствует действительности. Все гораздо глубже и тоньше. Однако поразительно, насколько точно беглый взгляд по плакату соотносится с массовым видением Лотрека, его творчества и жизни – наше знание о нем, как правило, поверхностно, мы выхватываем наиболее яркое и наиболее грязное из его биографии. Делаем особый акцент на его инвалидности, не забываем упомянуть про регулярные посещения публичных домов и уж наверняка помним, что причиной его смерти стали алкоголизм и сифилис. Так вот, выставка «Paris, Paris…» чрезвычайно удачная возможность больше узнать о жизни Анри де Тулуз-Лотрека, вникнуть в суть его работ и уж если не ознакомиться с ними комплексно, то, по крайней мере, сделать первый шаг к тому.

1

Изучаем линию рисунка

Все экспонаты выставки «Paris, Paris…» компактно расположились в небольшой комнате художественного музея – пространство выставки ощущается свободным, литографии не жмутся друг к другу. Причина же тому не только удачная организация экспозиции, но и легкость самих работ. Здесь, очевидно, дает о себе знать влияние предшественников – Лотрек в своем творчестве отталкивался от «фундамента» импрессионизма, его художественно-эстетической программы. Краски светлые, ясные, но не настолько насыщенные, как можно было того ожидать. Большая же часть выразительности, как правило, переходит в линии рисунка.

Обратите внимание на то, как проступает карикатурная манера изображения: Лотрек намеренно сталкивает изысканность с вульгарностью, утонченный маньеризм становится объектом пародии, оборачивается жеманностью. Тонкие линии дутых губок, вздернутый носик, непременная родинка на щеке – казалось бы, куда пошлее? Но ирония художника не носит обличительный характер, он не стремится вызвать отвращение у зрителя. Наоборот, Лотрек любуется девушкой совершенно искренне, она пробуждает в нем живой интерес.

Афиша «Королева радости с Виктором Жозе» (фрагмент)

2

Если линии теряются

Впрочем, к прорисовке линий Лотрек относился весьма вольно. Художник мог запросто отказаться от них, если только они хоть малость сковывали на рисунке движения танцовщиц. Как следствие, фигуры приобретают легкость, создается эффект порхания. Мы не наблюдаем в работах Лотрека дискомфорта от плоти, болезненного ее ощущения, как это было, например, у австрийца Эгона Шиле. Сравните:

Слева: Обнаженная, Шиле. Справа: Конфети, Тулуз-Лотрек

Это еще один прием, заимствованный у импрессионистов. Но если «спешность» импрессионизма объясняется стремлением поймать мгновение, словно бы заморозить и тем самым продлить его, то у Лотрека все наоборот: ему важно показать длительность не сиюминутного, но постоянного. Кроме того изображение не застыло, оно будто ходит и дрожит. Лотрек отказывается от строгости письма в угоду порыву, действию и движению.

По замечанию писателя Анри Перрюшо, Лотрек любил «все, требующее от человека активности, все то, что напоминало ему его прежний мир, теперь утраченный».

3

Когда гротеск честнее реализма

Некоторые называют зарисовки Лотрека летописью богемной жизни Парижа. Между тем, это не летопись (хотя работы художника способны дать представление о конкретном временном срезе), а одолжение миру бурлеска, пестрому и главное – подвижному. Но делая одолжение, художник не льстит. Лотрек честен. Гротескное преувеличение это прием чисто стилистический, этакое увеличительное стекло. Лотрек активно его использует, но не для того, чтобы приукрасить или наоборот, обезобразить, а исключительно для того, чтобы показать, каков человек на самом деле. Манере Лотрека присуща психологическая точность, с моделью он всегда деликатен. Карикатурность же многих образов появляется у Лотрека от сознательного нежелания сдержать чувство.

Иветn Гильбер (фрагмент)

Лотрек делает свое одолжение за возможность забыться, за предоставленное ему право быть принятым в обществе. Ведь имея аристократическое происхождение, он, вследствие физического дефекта, не мог быть активным участником балов, скачек, охот – то есть общение с высшим светом было проблематично. Зато Лотрек был принят богемой. Здесь за ним закрепилась слава остроумного собеседника, а в кабаре «Мулен Руж» - и все посетители об этом знают – есть особенный столик, сидеть за которым может только Лотрек.

4

Чистота

Все, что происходит в зале публичного дома, все – проходы, не без самолюбования, из одного конца комнаты в другой, жадный, бесстыдный и пристальный осмотр, привычный и нескромный, но оттого-то волнительный каждый раз, прямой вопрос о цене, скорый, но с расчетом на то, чтобы успеть рассказать грубый анекдот, подъем по лестнице, - все это должно совершаться со степенностью. Позволить себе быть расторопным может только тапер, - для остальных это непозволительно. Посещение публичного дома позорным не считается, но ударить здесь в грязь лицом – вечный позор.

Атмосфера царит удушливая: стойкий – не выветришь – спертый запах разложениия; если же одеколон, то уж наверно не тот, что довелось учуять Бодлерову псу, но непременно тот, от которого не продохнуть; пот и кожное сало; нечистота телесная и нравственная - мужчин душит желание овладеть, женщин - страсть понравиться (между прочим, самых востребованных можно определить по синякам на теле).

Но под платьем, за мышцами и костями – душа. И это, пожалуй, самое главное, что нужно суметь понять в творчестве Лотрека. Найдите у него хотя бы одну женщину, которую он осуждает, которую он стыдит. Таких нет. И даже более того, у Лотрека нет ни одной, которой он не выразил бы сочувствия.

Выставка «Paris, Paris…» продлится до 16 февраля 2016 года.

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=141197

Bytes: 8009 / 6635

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7263

11.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Миска для любимца», зимний девичник и мюзикл «Русский фантом»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 11 по 16 февраля у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияИркутск

10632

10.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8933

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8187

07.02.2025

Видео дня. Двуликий Де Ниро в мафиозной драме Левинсона

Творческое объединение Iron Voice представило дублированную версию трейлера гангстерской биографической драмы «Мудрые парни» (The Alto Knights) от кинокомпании Warner Bros. с Робертом Де Ниро в двух главных ролях.

Филипп Марков

КультураМир

8358

03.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: ток-шоу «Новые горизонты», викторина «Тайны земли Иркутской» и спектакль «Собака на сене»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 4 по 9 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11960

03.02.2025

The Day the Music Died — памяти Бадди Холли

«Давным-давно... Я все еще помню Как та музыка заставляла меня улыбаться» Дон Маклин «American Pie» «День, когда умерла музыка» — так в Америке называют день авиакатастрофы, произошедшей во вторник, третьего февраля 1959 года, в Айове близ Клир-Лейка.

Эля Берковская

КультураИсторияМир

4354

03.02.2025

Голубоглазый бильярдист Голливуда. К 100‑летию Пола Ньюмана

Обладатель самых голубых глаз в истории кино и кумир миллионов женщин второй половины XX века...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7465

27.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дудука звук целебный», спектакль «Белоснежка и семь гномов» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 28 января по 2 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13631

27.01.2025

Как личная обида стала культурной доктриной в Бурятии

Документальный фильм «Бурят в европейском кино» режиссёра Артёма Бурлова, посвящённый судьбе советско-французского актёра бурятского происхождения Валерия Инкижинова, стал лакмусовой бумажкой для проверки отношений власти и искусства в Бурятии.

Виктор Кулагин

КультураПолитикаСкандалыБурятия Иркутск

15028

25.01.2025

«Золотая маска 2025»: «Восемь женщин», «Халхин Гол» и толпа дипломантов

Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов сезона 2023‑2024 года.

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

17340

24.01.2025

Блогнот. Об «исключительности» Пантыкина и вкладе «Экстравертов» в «Антигону»

Обычно я всякую ерунду обхожу стороной. Но сегодня мне попалось на глаза столь смешное в своей наивности заявление, что я, пожалуй, прокомментирую.

Филипп Марков

КультураИркутск

20799

16.01.2025

Лица Сибири

Салко Дмитрий

Яковлев Владимир

Мандельбаум Марк

Левченко (Соловьева) Наталья

Константинова Елизавета

Яшин Михаил

Владимиров Владимир

Деньгина Наталья

Латынина Светлана

Шуба Виталий