Театр-2015: Шесть неповторимых (Часть 2)

БАБР продолжает рассказывать о спектаклях X Международного театрального фестиваля современной драматургии им. Александра Вампилова.

В первой части мы уже поделились впечатлениями об «Утиной охоте», «Мцыри» и корейской постановке «BOM BOM».

Воронья Роща

Монгольский государственный академический драматический театр им. Д. Нацагдоржа. Режиссер: Бирваа Мунхдорж

Монгольский академический театр показал на фестивале спектакль «Воронья роща» по одноименной пьесе Александра Вампилова.

Говорят, что самому автору эта одноактная пьеса не нравилась, причем так сильно, что он хотел даже уничтожить найденный в одном из московских театров текст. Смущение Вампилова понятно, ведь строгий к себе и собственному творчеству, он мог постесняться этого сценического «наброска» (тем более, что «Воронья роща» это по существу одна из ранних версий другой пьесы под названием «История с метранпажем», которая стала частью «Провинциальных анекдотов»). Тем не менее, уже и в «Роще» мы можем наблюдать поистине гениальное сочетание бытового, казалось бы, курьеза с острой постановкой философского вопроса.

Спектакль шел на монгольском языке. Поскольку постановка выполнена в традиции театра психологического, то вполне естественно, что язык стал определенным препятствием на пути к пониманию действия. В конце, конечно, можно приблизительно догадаться, о чем эта история, однако параллельно с ходом спектакля вникнуть в суть дела нелегко. Поэтому зритель вынужден судить о постановке по мизансценам, а также по рисунку движений, жестам, интонациям, словом – по внешней актёрской технике. Руководящим принципом здесь должны стать авторские уточнения и ремарки в тексте пьесы. Если судить с этой позиции, то можно сказать, что образ одного из главных героев – Баохина, вышел не вполне удачным. Согласно первоисточнику он производил впечатление внушительное (несмотря на небольшой рост), держался прямо, уверенно, причем настолько, что «людей выше его ростом для него не существовало». В постановке же Баохин с самого начала довольно жалок, он похож больше на «маленького человека», чем на начальника пароходства.

Сильно была скованна Виктория, в то время как в оригинале это легкая на подъем и бойкая девушка. Остальные роли сыграны на приличном уровне, хотя ничего оригинального ждать не стоит.

Единственный, кого хочется отметить отдельно, – это Юрий Иванович Лохов. Исполнитель роли – Цэрэндагва Пүрэвдож (народный артист Монголии), его актерская игра поистине впечатляет: простая и вместе с тем настолько емкая, что тут действительно никакой языковой барьер не помеха.

Как это делается

Камчатский театр кукол и Антреприза «Ковчег». Режиссёр-постановщик: Валентин Зверовщиков

«Не спектакль, но разовая акция» – именно так зрителям преподнесли постановку «Как это делается».

Как и большинство спектаклей фестиваля, проходивших на камерной сцене, этот – прежде всего эксперимент и, в определенном смысле, зашедший дальше остальных. Нестандартный режиссерский подход был заметен еще на этапе анонса: «Как это делается» позиционировали как мастер-класс, проводить который должны будут драматург, театральный режиссер и актер. Впрочем, указанием «жанрового определения» на афише дело не ограничилось: «мастер-класс» здесь не просто формулировка или предлог, а концепция спектакля.

Очевидно, что замысел предполагал разрушение незримой стены между актерами и зрителем, вовлечение и приглашение к диалогу. И все же манера исполнения противоречит заявленной идее. С одной стороны в постановке активно используются игровые (отчасти постмодернистские даже) приемы взаимодействия с залом. С другой – подается все с таким напором и экспрессией, что зрителя буквально выносит за пределы условленного игрового поля. Так, в частности, вопросительное обращение режиссера по направлению к залу мигом обрывается его же собственным ответом. Не единожды за спектакль случалось, что реплика актера в такой момент приходилась на зрительский выкрик – этот пример показательный: зритель готов участвовать в происходящем, стать сопричастным к действию (тем более что концепция спектакля это предполагает), однако именно тогда его и перестают учитывать. Ясно, что спектакль есть спектакль, и невозможно в нем нарушить все художественные условности в угоду одной лишь публике, но, тем не менее, на уровне замысла идея с «мастер-классом» остается не до конца проясненной.

В остальном же «Как это делается» крайне любопытная работа, достоинств у которой больше, чем недостатков. Выразительные типажи, пылкая полемика в диалоге и неистощимая самоирония по отношению к рассматриваемому явлению – театру. Все это, несомненно, делает постановку одной из самых интересных на Вампиловском фестивале.

Балаган

«Мирнинский театр» (Мирный, Республика Саха (Якутия)). Режиссер: Наталья Корлякова

Программу X Вампиловского фестиваля закрывал «Балаган» – трехчасовой спектакль, ставший настоящим испытанием для зрителей.

В сценической версии «Мирнинского театра» изощренная и остроумная пьеса Чарльза Мори утратила значительную долю своего очарования, и главная причина тому – слабая актерская игра. Только исполнитель роли Гордона Пейджа (кстати, по словам автора пьесы, этот персонаж душа всего произведения) – Тарас Сторчак справляется неплохо, и то берет больше не мастерством профессионала, а страстью любителя.

По сюжету нам рассказывают историю «небольшого провинциального театра» (он-то и носит говорящее название «Балаган»), который готовится к 67-му театральному сезону. Из-за сжатых сроков, несогласованности действий и урезанного финансирования часть «репертуара» проваливается. Например, спектакль про Дракулу из готического ужаса превратился чуть ли не в паясничанье уровня школьной самодеятельности. Не вовремя срабатывает реквизит, постоянно подводят артисты: то не успеют в образ войти, то текст забудут. В этой части спектакля комический эффект по преимуществу достигается за счет разрушения ожидания, то есть когда задуманное идет не по плану. И здесь наиболее наглядно проявляются все недостатки спектакля «Балаган». Дело в том, что когда на сцене требуется показать, как делать не нужно, то закон искусства срабатывает по обратному принципу – от актера требуется приложить усилий вдвое больше, чем обычно, вдвое обострить свое чутье и по максимуму проявить чувство вкуса. Только при этом условии попытка зачтется. К сожалению, уровень актерского мастерства «Мирнинского театра» не настолько высок, чтобы добиться ожидаемого комического эффекта. Откровенно плохо дело обстоит и с созданием лирического настроения.

Как итог, спектакль «Балаган» держится исключительно на энергетике пьесы, что по правилам сцены приравнивается к провалу. Впрочем, на впечатлении от фестиваля в целом это сказалось незначительно.

Итог:

X Вампиловский фестиваль колоссальное культурное достижение для Иркутска. А тот факт, что это уже традиция – отдельный повод для гордости.

Фото: Алина Дейкина, Кирилл Фалеев

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=139168

Bytes: 7823 / 7024

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7276

11.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Миска для любимца», зимний девичник и мюзикл «Русский фантом»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 11 по 16 февраля у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияИркутск

10645

10.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8947

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8187

07.02.2025

Видео дня. Двуликий Де Ниро в мафиозной драме Левинсона

Творческое объединение Iron Voice представило дублированную версию трейлера гангстерской биографической драмы «Мудрые парни» (The Alto Knights) от кинокомпании Warner Bros. с Робертом Де Ниро в двух главных ролях.

Филипп Марков

КультураМир

8358

03.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: ток-шоу «Новые горизонты», викторина «Тайны земли Иркутской» и спектакль «Собака на сене»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 4 по 9 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11967

03.02.2025

The Day the Music Died — памяти Бадди Холли

«Давным-давно... Я все еще помню Как та музыка заставляла меня улыбаться» Дон Маклин «American Pie» «День, когда умерла музыка» — так в Америке называют день авиакатастрофы, произошедшей во вторник, третьего февраля 1959 года, в Айове близ Клир-Лейка.

Эля Берковская

КультураИсторияМир

4356

03.02.2025

Голубоглазый бильярдист Голливуда. К 100‑летию Пола Ньюмана

Обладатель самых голубых глаз в истории кино и кумир миллионов женщин второй половины XX века...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7465

27.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дудука звук целебный», спектакль «Белоснежка и семь гномов» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 28 января по 2 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13632

27.01.2025

Как личная обида стала культурной доктриной в Бурятии

Документальный фильм «Бурят в европейском кино» режиссёра Артёма Бурлова, посвящённый судьбе советско-французского актёра бурятского происхождения Валерия Инкижинова, стал лакмусовой бумажкой для проверки отношений власти и искусства в Бурятии.

Виктор Кулагин

КультураПолитикаСкандалыБурятия Иркутск

15045

25.01.2025

«Золотая маска 2025»: «Восемь женщин», «Халхин Гол» и толпа дипломантов

Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов сезона 2023‑2024 года.

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

17343

24.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Примадонны», концерт «Барокко при свечах» и программа «Байкал космический»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 21 по 26 января у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15610

20.01.2025

Лица Сибири

Таевский Борис

Наумов Николай

Самаринов Андрей

Харитоненко Павел

Шутенков Игорь

Куранов Александр

Халикова Мадина

Якубовский Александр

Гришкевич Евгений

Тюменцев Валерий