Кино-2014: Частный детектив, или Операция «Кастрация»
В прокате Иркутска и области – «Прогулка среди могил», почти выдающийся триллер про охоту на сексуальных маньяков.
«Прогулка среди могил» (A Walk Among the Tombstones) (18+). Режиссер: Скотт Фрэнк. США, 2014
1999 год, Нью-Йорк. Бывший коп и бывший алкоголик Мэтт Скаддер (Лиам Нисон) нынче работает частным сыщиком без лицензии, то есть ежедневно рискует попасть в лапы не только бандитов, но и своих когдатошних коллег. Однако именно Скаддеру суждено будет, как водится, напасть на важный след в одном чудовищном деле, для распутывания которого у полиции руки коротки.
Дело состоит в том, что парочка каких-то извращенцев повадилась похищать родственниц у разных мелких преступников, преимущественно драгдилеров. Резонно рассчитывая, что последние располагают денежными средствами и едва ли станут обращаться в полицию, они шантажируют их, вымогают огромные суммы, но в итоге все равно убивают и расчленяют плененных женщин. В последний раз подонки похитили у очередного несчастного торговца наркотой уже даже не жену, а 14-летнюю дочь. Киднепперы еще не знают, что к ним подбирается взбешенный Скаддер, который пойдет на все, чтобы не дать погибнуть ребенку.
Вот они, искомые душегубы, – их гнусные рожи нам покажут почти сразу же
«Прогулка среди могил» заранее выглядела необязательной передышкой, которую невероятно заматеревший в последнее время Лиам Нисон устроил себе перед тем, как сняться в «Заложнице-3» (ее премьера ожидается в январе). Оказалось, однако, что эта «Прогулка» едва ли не на голову выше двух первых частей «Заложницы» (при всех их своеобразных достоинствах).
Впрочем, на подобный результат все-таки можно было рассчитывать: в конце концов «Заложницу» выпестовал небезызвестный Люк Бессон, который свои продюсерские работы клепает со скоростью Достоевского, всю жизнь подгоняемого кредиторами (оттого-то классик и настрочил сразу столько пудовых романов). «Прогулка среди могил» поставлена по произведению автора кардинально иного склада (не Достоевского, прямо скажем, но уж и не Бессона). Речь о малоизвестном в России американском беллетристе Лоренсе Блоке, одном из преданных адептов литературного жанра «крутой детектив» (в кинематографе известном под именем нуара).
Не то чтобы Нисону противопоказан Бессон – просто в фильмах, спродюсированных последним, Лиам никогда бы не сыграл настолько же занятного героя
Но в данном случае еще более важен не первоисточник, а – неожиданно – режиссер. Главное, что делает «Прогулку» не просто очередным нуарным триллером, а каким-никаким событием в мире кино, – это высокая культура съемки данной картины, то есть именно ее режиссура. Киношники, способные столь же толково обращаться со столь приевшимся материалом, вымирают с каждым годом, и тем приятнее увидеть подобные достоинства не в ожидаемо отличном исполнении могучего Дэвида Финчера, а фактически в картине новичка. «Прогулка среди могил» – лишь вторая постановка Скотта Фрэнка; правда до этого парень написал десяток отменных сценариев к фильмам самых разных жанров.
Освещение в «Прогулке» почти как в фильмах Финчера, да и «наполнение» очень похоже
Превосходна и работа Лиама Нисона: его Скаддер – это вам не «идеальный папа» из «Заложницы», несколько однообразно расправляющийся с обидчиками своей напрашивающейся на неприятности дочки-блондинки. Герой «Прогулки» – настоящий матерый волк, классический нуарный персонаж: умный, циничный, отчаянный и неприкаянный. Наблюдать за его работой – одно удовольствие; Скаддер – своего рода альтернативный Шерлок Холмс, который пускает в ход кулаки ежечасно, а не только на ринге с Ватсоном раз в месяц и в смертельной схватке с Мориарти раз в год.
Остается добавить, что «Прогулка» – триллер абсолютно олдскульный; здесь вообще ничто (включая время действия) не выдает, что он снят в четырнадцатом году двадцать первого века. И это прекрасно – ведь в именно в девяностых на свет появились «Молчание ягнят», «Семь» и «Секреты Лос-Анджелеса». Фильм Фрэнка – их достойный последователь, просто на 15 лет опоздавший родиться. И правильно, кстати, сделавший, ведь мистер Нисон в то время еще не обладал истинно скаддеровскими кондициями крутизны.