Кино-2014: Посвящение в бездари
В прокате Иркутска и области – подростковая антиутопия «Посвященный», такая же стерильная, как мир, который она живописует и осуждает.
«Посвященный» (The Giver) (12+). Режиссер: Филлип Нойс. США, 2014
Еще один мир будущего – на этот раз вконец условный. Очередное тоталитарное правительство отменило в этом обществе все, не подпадающее под определение «стерильный». «Все» в данном случае – это не только любовь, ненависть, искусство и войны, но, например, и цвет. Да, поначалу, пока в нем все спокойно, мир «Посвященного» сугубо черно-бел.
Но все-таки в этом мире еще не окончательно позабыли преимущественно печальные уроки прошлого. Правда помнить их, эти уроки, дозволяется одному-единственному гражданину, которого называют Хранителем памяти или же «дающим». В подмастерья к этому «дающему» перед тем, как отправить его на пенсию, назначают подходящего юношу. Шестнадцатилетний отрок Джонас (Брентон Туэйтс) – очередной «принимающий» для очередного состарившегося «дающего» (Джефф Бриджес). Однако это явно неправильный выбор, ибо Джонас – чересчур уж впечатлительный и восприимчивый мальчик. Если учесть, что и старичок-«дающий» ему под стать, всякому (но не тупоумным правителям) станет ясно: сие сочетание очень даже может послужить катализатором всамделишной революции.
Пока фильм черно-белый, он даже кажется не таким уж бездарным
«Посвященный» – экранизация детской книжки 1993 года (автор – Лоис Лоури, американка, естественно). То есть первоисточник появился раньше «Голодных игр» и уж тем более «Дивергента», и этот факт, к сожалению, не позволяет рассматривать картину как откровенно эпигонскую. «К сожалению» – потому что именно так она и выглядит. Примерно сотой за последние несколько лет второсортной антиутопией про гламурных безликих подростков, восстающих против зануд-взрослых, которые навязывают всем сверху казарменное жизнеустройство.
Конечно, в итоге эти юные герои, борющиеся с системой, почти всегда производят такое унылое впечатление, какое их взрослым оппонентам и не снилось. Во многом это происходит из-за того, что на роль зрелых злодеев приглашают звезд вчерашнего дня, соскучившихся по выплескиванию с экрана собственной харизмы. А нынешний голливудский молодняк – до того тухлый, что за всю последнюю пятилетку там удалось раскопать одно-единственное дарование: Дженнифер Лоренс. Согласилась она участвовать в «Голодных играх» – вот нынче все с ними и носятся как с писаной торбой. Ибо контраста между Дженнифер и противостоящим ей Дональдом Сазерлендом нет вовсе.
Еще один «дьявол, носящий Prada» в карьере Мерил Стрип
Ну а из «Посвященного» означенный контраст предсказуемо выпирает, да еще, пожалуй, и с особенно страшной силой. Главному герою тут противостоит сама Мерил Стрип, его приемными родителями числятся Кэти Холмс и Александер Скарсгорд, а наставника, как вы уже поняли, играет Джефф Бриджес – едва ли не мощнейший на сегодня голливудец из тех, кому между 60-ю и 70-ю.
Как и большинство боксеров, герой Джеффа Бриджеса считает, что давать лучше, чем принимать
Что же представляет собой сам этот Джонас? По книге он – 11-летний мальчик. Сценаристы поняли: сегодня такое не прокатит. Все одиннадцатилетки поголовно зырят «Трансформеров», антиутопии – для детенышей постарше. Так Джонас стал шестнадцатилетним со всеми вытекающими отсюда половозрелыми нюансами (ну и с красивой барышней-сверстницей в придачу – хоть за это спасибо).
Казалось бы, ладно, шестнадцать лет так шестнадцать. Но Голливуд перестал бы быть Голливудом, если б там вдруг стали утверждать на роли актеров того же возраста, какой прописан в сценарии. Поэтому десятиклассника Джонаса изображает 25-летний дядя Брентон Туэйтс, который в этом году играл еще принца в «Малефисенте», но, кажется, не запомнился в данном качестве даже наиболее влюбчивым зрительницам. Втюриться в никакого Джонаса, кажется, было бы уж вовсе немыслимым. Старец Бриджес даже и в таком отношении видится куда более конкурентоспособным.