Кино-2014: Большое оглупление вестерна
В иркутском прокате – убогая пародийная комедия «Миллион способов потерять голову», пытающаяся обсмеять и опошлить голливудский канон фильмов о Диком Западе.
«Миллион способов потерять голову» (A Million Ways to Die in the West) (18+). Режиссер: Сет МакФарлейн. США, 2014
1882 год, Аризона. Овцефермер Альберт Старк (Сет МакФарлейн) живет в крохотном провинциальном городке и целыми днями критикует его порядки. Мол, преступность зашкаливает, пьянство и блуд правят бал круглосуточно на каждой улице, а в местный салун лучше и не заглядывать. Свои ламентации Альберт подтверждает и делом, точнее – бездействием. Пьет он не чаще нескольких раз в неделю, блудит только со своей девушкой Луизой (Аманда Сейфрид), а рука с пистолетом не поднимается у него даже на тех, кто заслуживает самой мучительной смерти. Многие, впрочем, думают, что Альберт ведет себя так лишь по причине своей трусости и «гнилой» интеллигентности. В один прекрасный день к такому выводу приходит и Луиза, ибо она внезапно нашла общий язык с пышноусым и зажиточным владельцем мужского салона красоты (Нил Патрик Харрис). Поэтому Альберту Луиза без сожаления делает ручкой.
Горю нашего героя нет предела, однако тут в его жизни возникает загадочная Анна (Шарлиз Терон), взявшаяся обучить недотепу навыкам стрельбы и вообще преподать ему десяток-другой уроков выживания на Диком Западе. Парень с удовольствием подпадает под влияние столь соблазнительной воспитательницы, а той все как-то недосуг сообщить ему про себя главное. А именно то, что она является законной супругой грабителя и убийцы Клинча (Лиам Нисон), который вот-вот прискачет за ней в этот треклятый городишко.
Основной круг общения главного героя, многое про него объясняющий
Комедиограф Сет МакФарлейн с 1999 года снимает многим нравящийся мультсериал «Гриффины», а с 2012-го – еще и полноценные художественные ленты. Первой из таковых стала вполне феерическая комедия «Третий лишний», главный герой которой – плюшевый медвежонок Тед, оживленный с помощью компьютера, – фильм напролет бухал, курил траву, снимал шлюх, матерился и вопиюще неполиткорректно высказывался обо всем, что только попадало в поле его зрения. Ясно, что такая картина просто не могла оказаться плохой – замысел был беспроигрышный. Оттого-то почти никто не удивился, когда «Третий лишний» огреб в мировом прокате ни много ни мало полмильярда.
А МакФарлейн после этого успеха не иначе как заключил, что теперь ему решительно все по плечу. И снял двухчасовую пародию на вестерны – кажется, первую со времен классических «Сверкающих седел» (1974) Мела Брукса. Сверх того – на главную роль МакФарлейн пригласил самого себя, персону, конечно, медийную, да только широкой публике все равно незнакомую и потому безразличную. Окажись Сет МакФарлейн классным комиком, этот экспоненциальный рост его эго можно было только приветствовать. К сожалению, актером сей талантливый «шуткотрав» оказался воистину отвратительным.
Мисс Терон (справа) не теряется даже в самых тупейших кинообстоятельствах
Впрочем, и всегдашнее качество похабных Сетовых хохм в «Миллионе способов потерять голову» упало ниже, так сказать, всякого плинтуса. А главное, что неравноценна проделанная МакФарлейном замена – вместо медведя Теда, в одну секунду покоряющего сердца всех испорченных (ибо какие еще люди ходят на вульгарные американские комедии?) зрителей, режиссер сам залез в кадр. В итоге те сомнительные остроты, которые в устах Теда, возможно, и прозвучали бы на ура, в барабанном исполнении МакФарлейна выглядят максимально убого. Притом что с такой физиономией, как у Сета, лучше вообще не шутить, тем более столь несмешные (да чего там – просто бездарные!) шутки. И даже хорошо, что режиссер не доверил главную роль отчасти похожему на него Марку Уолбергу, отлично справившемуся с ролью медвежьего собутыльника в «Третьем лишнем». Что ж, по крайней мере не пришлось краснеть за хорошего артиста.
Злодей в исполнении Лиама Нисона – второе светлое пятно в картине, увы, эпизодическое
Конечно, здесь можно было б покраснеть за раскрасавицу Шарлиз Терон, но она-то как раз отличается способностью прилично выглядеть даже в неприличнейшем вздоре. Смущает лишь то, сколь часто она в этом «Миллионе» заливисто хохочет над тупыми остротами основного героя (в которого она еще и по уши влюблена – вот уж что уму непостижимо!). Расчет МакФарлейна понятен – просматривая его комедию, иные зрители волей-неволей смутятся. Мол, если уж сама Шарлиз Терон смеется над этим юмором, то, наверное, и нам следует сделать над собой аналогичное усилие.