Кино-2014: Мышцы и легенды
В прокате Иркутска и области – блокбастер «Геракл» с Дуэйном Джонсоном в заглавной роли и напрочь выхолощенной мифологической составляющей.
«Геракл» (Hercules) (12+). Режиссер: Бретт Ратнер. США, 2014
Главный супермен античности Геракл (Дуэйн Джонсон) выполняет то, что от него и ожидается, – рвет пасть Немейскому льву, порубает на колбасу Лернейскую гидру, выстреливает аккурат в пятак Эриманфскому вепрю… но все это только в россказнях придурковатого Гераклова племянничка по имени Иолай (Рис Ричи). На деле же Геракл оказывается обыкновеннейшим древнегреческим культуристом-наемником. Он никакой не полубог, ибо чудес, как известно, не бывает – все это выдумки разных там слепых музыкантов, рэй-чарльзов Эллады.
Так что истинные подвиги Геракла были куда приземленнее – и мотивы у них тоже были самые что ни на есть земные: кто больше платит, тому и служим. По состоянию на начало данного фильма Геракл нанят царьком Котисом (Джон Херт), горящим желанием поквитаться с воякой Резусом (Тобиас Зантельман), который не имеет ни малейшего почтения к чужим землям и грабит их с подельниками почем зря. Геракл уверен, что его собственные подельники легко смогут укоротить резцы шайке Резуса. Однако тут на пути псевдополубога встает его давний недруг Эврисфей (Джозеф Файнс) – тот самый подлый слабак, что родился на день раньше Геракла и потому стал властителем Микен. Но все это опять-таки по легенде, действительности, как мы выяснили, почти не соответствующей…
Одним махом семерых убивахом
Одним тем жестом, что именно Дуэйну Джонсону доверили роль Геракла в стомиллионном блокбастере, голливудские продюсеры негласно доказали, что не кто иной, как экс-рестлер Скала есть первейший Шварценеггер нашей с вами современности. Ибо великолепный Железный Арни, ежели кто запамятовал, свою карьеру в кино начал ни с какого не «Терминатора» и даже не с «Конана-варвара», а с картины 1969 года «Геркулес в Нью-Йорке». Да, то была не более чем комедия – ну а Дуэйн Джонсон, в свою очередь, хоть в одном серьезном фильме за карьеру снялся? По сути, и он – тот еще комедиант: потешных рестлеров в Голливуде любят еще со времен Халка Хогана.
Все без ума от лжеполубога
Других же заметных Гераклов-Геркулесов за последние полвека в кино действительно замечено не было. Вот и выходит, что полноправным наследником Шварца сегодня является один только Скала, а Джейсон Стэтем с Вином Дизелем горько-горько плачут, ибо они уже не первый год обретаются лишь на задворках экшен-кинематографа.
Однако основное несоответствие в карьерах Арнольда и Дуэйна принципиально и, увы, невыигрышно для последнего. Ведь когда Шварценеггер находился в самом соку, экшеном занимались такие вдохновенные ребятишки, как Джеймс Камерон, Пол Верховен и Джон МакТирнан. А нынче славный жанр боевика отдан на откуп голливудской толпе посредственных ремесленников вроде пресловутого Бретта Ратнера, кроме фильма «Час пик» ничего путного за свою жизнь не поставившего.
Кто с палицей к нам придет, тот от палицы и погибнет
Впрочем, и в исполнении столь неважного режиссера из «Геракла» вышел не самый бездарный блокбастер-середняк. Экшен как таковой недурен, Джонсон преподнесен на ура – чего еще, спрашивается, надо? Сущего пустяка – хотелось бы еще классного сценария.
Тем более что сценаристам здесь, казалось бы, незачем открывать Америку (а тем паче Древнюю Грецию) – бери в руки соответствующие мифы и составляй из них заказанный тебе двухчасовой киноколосс. Но нет – кто ж нынче подходит к проблеме такими лобовыми способами? Простые пути – для талантов; бездари всегда зачем-то ищут обходные тропки. В итоге лишь первые минуты ратнеровского «Геракла» показывают нам, каким замечательным мог оказаться этот фильм, если б его сюжет был посвящен общеизвестным подвигам. А так получился всего только не слишком бездарный блокбастер-середняк, как уж сказано. Хотя про кого, если не про Геракла, стоило бы наконец поставить самый настоящий блокбастер-кулак?!