Кино-2014: Античненько!
В прокате Иркутска и области – комикс «300 спартанцев: Расцвет империи», энергичный, но все-таки страшно далекий от своего предшественника 2006 года.
«300 спартанцев: Расцвет империи» (300: Rise of an Empire) (16+). Режиссер: Ноам Мурро. США, 2014
В то самое время, как спартанский царь Леонид теряет в далеких землях последние остатки своих трехсот телохранителей (см. фильм «300 спартанцев», 2006), близ матушки-Греции разворачивается нечто не менее интересное. Отвратительно андрогинный персидский царь Ксеркс (Родриго Санторо) отправил сюда огромный флот, которым предводительствует красивая змеюка Артемисия (Ева Грин), гречанка по крови, но во всем остальном – сущая персиянка. В брутальную бой-бабу незамедлительно влюбляется довольно вялый афинский полководец Фемистокл (Салливан Стэплтон). Вялость и влюбленность, впрочем, не мешают ему сражаться с этой Артемисией не на жизнь, а на смерть.
Морской декор не пошел на пользу этому условному сиквелу
Когда в 2006-м вышел фильм Зака Снайдера «300 спартанцев», киноманский мир встрепенулся так, как и не снилось древнему голливудскому постановщику Рудольфу Мате, своих «Спартанцев» сварганившему еще в 62-м. Классические пеплумы (фильмы-колоссы античной тематики) всегда больше любили в СССР, чем в США, – именно наши зрители в полной мере оценили весь тот немногочисленный помпезный набор середины прошлого века: «Спартак», «Клеопатра», упомянутые «300 спартанцев» Мате и так далее.
Нынче российская аудитория ничем не отличается от американской – если у них не котируются олдскульные пеплумы, то и мы их не хотим; если там сходят с ума по комиксам, так и мы станем. Сходить с ума, ага.
Нет, лента «300 спартанцев» восьмилетней давности, безусловно, была одним из лучших фильмов-комиксов за всю историю. Как и вышедший примерно тогда же «Город грехов». Резонно, что авторство обоих этих комиксов – в их изначальном бумажном виде – принадлежит одному и тому же художнику: Фрэнку Миллеру. А Родригес (снявший «Город грехов») и Снайдер – это, конечно, идеальные экранизаторы комиксов.
Но вот вышел с превеликой помпой как-бы-сиквел миллеровско-снайдеровских «Спартанцев». Положим, не очень-то честно продавать эту картину под той же маркой – в конце концов в прошлой серии все заглавные герои умерли. Но это все ерунда – мы бы снисходительно согласились признать «Расцвет империи» третьим удачным фильмом-комиксом в истории, если б он действительно оказался таковым. К сожалению, он оказался лишь тысяча первым плохим. В лучшем случае – четырехсотым средней паршивости.
Судите сами: постановщик уже не тот – вместо подлинной звезды от режиссуры Зака Снайдера в здешнее почетное кресло уселся безвестный израильтянин Мурро. Мура (или пускай даже «мурра») у него и получилась. Он, справедливости ради, не один в том виноват – ведь «Расцвет империи» снят уже не по полноценному комиксу культового автора Миллера, а всего лишь по мотивам стопки миллеровских набросков. Эдаким макаром они, горе-голливудцы, в следующий раз экранизируют содержимое мусорной корзины мистера Миллера – с них станется.
Однообразные драки в формате замедленного балета начинают утомлять уже к середине сеанса
Ну да, формально фильм Мурро – эта точно та же нон-стоп-бойня, что и снайдеровские «Спартанцы». Та же – да все-таки не та. Исчезло изящество, пропала смекалка, отказала фантазия. Снайдеру, понятно, некогда – он теперь занимается скучнейшей франшизой про Супермена, но ведь замена его непонятным Мурро есть откровенная профанация. Да, «Расцвет империи» прямо сейчас гремит на весь мир, но это скорее по инерции. Впрочем, все на свете франшизы успешно существуют лишь за счет этой самой инерции.
Ева Грин здесь как нигде походит на худющую версию Галины Волчек
В одном-единственном отношении «Расцвет империи» оказался лучше оригинальных «Спартанцев». Речь, конечно, о харизматичнейшей француженке Еве Грин – готической дамочке с лицом ведьмы и шармом Мэрилин Монро. Повышенное внимание к этой картине способен привлечь уже тот факт, что Ева всю дорогу щеголяет здесь в платьях с невероятными декольте, а в конце концов и вовсе оголяется по пояс ради единственной тут (зато поистине буйной) эротической сцены. Беда только в том, что подобные добродетели пригодны для несколько другого жанра.