«Золотая запятая» превратилась в шоу для «своих»
Продолжается скандал вокруг городского конкурса журналистов «Золотая запятая».
Конкурс был организован в 2001 году по инициативе мэра Владимира Якубовского, который приурочил его к 340-летию Иркутска. Первоначально конкурс имел большой успех, как свежая струя в застойном мире иркутской журналистики. Однако с годами он выродился в некое «шоу для своих», в котором награждаются лишь те, кто не возвышает голос против начальства и поет оды мэру.
Скандал на конкурсе 2013 года может полностью дискредитировать всю идею, так как наглядно демонстрирует всю сущность оргкомитета, ориентированного исключительно на личное мнение одного-двух человек.
Напомним, 7 марта с конкурса были сняты два представителя в номинации "Информационные агентства, новостные WEB-порталы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»": портал «Твой Иркутск» и Интернет-газета «Провинция». Как сообщили в оргкомитете конкурса, оба сайта были сняты по инициативе руководителя областного Союза журналистов Александра Гимельштейна. Официальной причиной снятия было отсутствие регистрации сайтов в качестве СМИ.
Один из членов оргкомитета процитировал фразу Александра Гимельштейна, оказавшейся решающей для принятия скандального решения:
«Я считаю, что журналистов ограничиваю не я, а владельцы ресурсов, облегчающие себе жизнь отсутствием регистрации. Я против того, чтобы всех обязывать регистрироваться, но журналистики без ответственности не бывает.»
Демарш Александра Гимельштейна вызвал сильный резонанс в журналистском сообществе. Дело в том, что в Положении о конкурсе нет указания на то, что СМИ обязательно должно быть зарегистрировано в Роскомнадзоре. Многие журналисты Иркутска отметили, что «Золотая запятая» вообще не является конкурсом СМИ, а лишь конкурсом журналистского мастерства, а потому статус СМИ не может играть какой-либо роди в принятии решения об участии журналиста.
Не менее любопытно и то, что портал «Твой Иркутск» в 2012 году не только участвовал в конкурсе «Золотая запятая», но и стал победителем сразу в двух номинациях. В том году Александр Гимельштейн также входил в состав жюри, но не возражал против участия портала.
Серьезную критику со стороны иркутских журналистов вызывает и состав экспертного совета жюри, в который входят преимущественно главные редакторы тех СМИ, журналисты которых участвуют в конкурсе. Таким образом, нарушается ключевой принцип объективности при оценке работ. В то же время в состав жюри входят люди, весьма уважаемые в Иркутске, но бесконечно далекие от журналистики: мэр Иркутска Виктор Кондрашов (строитель по образованию), спикер гордумы Александр Ханхалаев (автомеханик по образованию), экономист Вячеслав Иванов, биолог Виктор Кузеванов, историк Ирина Терновая.
Комментарии иркутских журналистов
Галина Солонина: Конкурсы должны меняться под реальность. Ну глупо сегодня делать вид, что незарегистрированные в качестве СМИ интернет-ресурсы (информационные, не рекламные) чем-то уступают зарегистрированным. Представьте, что такие ресурсы целенаправленно выступили против вас. Что, эффект будет хуже, чем у зарегистрированных? В вопросе информационной политики главный закон - быть адекватным реальности, законодательство в этой сфере очень отстает. Но если для вас журналистские конкурсы - не часть информационной кампании, тогда другое дело... Если это форма субсидирования или чего-то еще, то было бы нормально хотя бы своих друзей предупредить, чтобы не было непонимания. Это - не критика с моей стороны, это просто непонимание. Мы в Фонде Ножикова 17 февраля объявили конкурс журналистских работ о Ю.А. Ножикове. И намеренно назвали его конкурсом журналистских работ, а не СМИ, и в положении оговорили возможность участвовать для интернет-ресурсов, и даже - для сетевых интернет-ресурсов и отдельных блогеров. Да, нас за это раскритиковали дружественные СМИ, заявив, что мы готовы поддерживать непрофессионалов. Но мы ставим цель - сохранение памяти о Ножикове, а сейчас наиболее эффективным ресурсом для этого является интернет. Те, кто читает газеты, и так знают о Ножикове. А вот молодежь о нем может узнать только через И-нет.
Екатерина Вырупаева: Журналистские конкурсы давно выродились в междусобойчики, в рамках которых свои награждают своих. Зачем в этом участвовать, я просто не понимаю. Победы и поражения в таких "состязаниях" ровным счетом ничего не значат и ни на что не влияют.
Александра Поблинкова: Ненавижу, когда журналисты ноют о том, что их кто-то обидел. Это не гордо.
Но пока история с Золотой Запятой не обросла слухами, а я не прослыла окончательно истеричкой, я, с вашего позволения, напишу тут пару слов.
Я не верю в профессиональных иркутских журналистов. Их осталось от силы человек двадцать. Остальные умерли или уехали. Косячат все и во всех изданиях время от времени, по мелочи и по-крупному. Как не верю в то, что журналисты в принципе делятся на профессиональных и непрофессиональных.
Мне досадно, что Провинцию и Ирк.ру сняли с конкурса по причинам, которые не были прописаны в положении о конкурсе. Хотя раньше тот же Ирк.ру выигрывал «Запятую». Досадно потому, что было заявлено несколько номинаций специально для интернет-СМИ, например, о ведении и интерактивных проектах с соцсетями и т. п — чем кроме пары-тройки инет-медиа никто вообще не занимается.
Я не подавала ни одного своего текста на Запятую. Мне нечего показать.
Тут порция наивности. Подали свои работы авторы с неплохими статьями и сериями статей: о брендинге города, о культуре, об общественниках. И подался Антон Климов, например. Уж кому точно надо дать премию за городские фото. Теперь мне надо будет объяснять нескольким молодым и еще не испорченным провинциальным медиамиром людям, почему их работы даже не посмотрели. И почему даже надежды на «Байкальскую прессу» иметь не стоит. Что касается личных амбиций, что уж, я грешным делом думала, что «Провинция» как городское СМИ имеет наряду с «Сердце нашего города» все шансы стать дебютом года.
Как мне объяснить авторам,ч то чем делать в городе что-то странно и нетипичное, проще свалить в Вилладж стажером или воронежский Даунтаун и расти себе там спокойненько. Вот без этого всего.
Не вчера вроде родилась и знаю, как устроен иркутский мир и конкурсы. Этим надо дать, потому что мы с ними друзья, с теми — сто лет работаем, этим — давно ничего не давали, с этими — ни в коем случае нельзя ссориться. Но каждый раз хочется надеяться на лучшее, на то, что что-то может измениться. Нет, не может.
Посетовала Ане Сурковой, та сказала, что они уже давно подаются только на российские премии. Потому что ну с кем тут говорить, когда крупнейшие главреды оценивают работы своих же журналистов, ну? Я бы предложила привлекать жюри из других городов на аутсорсе — и не было бы никаких срачек. Или мы тут начали говорить о том, не спланировать ли к БИФу свою сетевую премию для непрофессионалов?
У меня только один вопрос к медийным магнатам, которые не хотят оценивать непрофессиональные городские проекты (ну кроме вопроса, кто по сетевому охвату из иркутских (Бабр, Телеинформ и Байкал24 я рассматриваю как региональные медиа) может сравниться с Иркру, разумеется?). Вопрос в другом, а вы хоть иногда, хоть на минуту думаете о том, что останется после вас? Как будут выглядеть СМИ через 15-20 лет? И кто в них будет работать? Отличное наследие: книги, выученные студенты и все такое прочее. Но почему в борьбе за свою пальму вы так неистово мешаете миру меняться?
Сколько у нас появилось новых СМИ за последние несколько лет? Не глянцевых, а про город? А сколько интернет-проектов? И сколько имеет шанс появиться? Да мало, потому что ищете дураков.
Провинцию мы вчетвером начинали на свои и на коленке, потому что мы были влюблены в идею. До сих пор так ее и делаем. Когда рекламные доходы не покрывают расходы мы платим из своего кармана, потому что журналистам надо платить, они работают. Я год работаю главным редактором бесплатно, потому что дорогое это дело — держать главреда, да и найти «под интернет» его сложно в Иркутске и почти нереально, и настоящих буйных мало — Иркру со мной согласится. Какие у нас есть способы мотивации сотрудников? Дать билетов, отправить на тусовку, подарить что-нибудь и номинировать на красивую городскую премию. Последнее отпадает.
Я тут недавно совершенно по другому поводу за кулинарией цитировала Чацкого про «к свободной жизни их вражда непримирима, сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». И иногда начинаю задаваться вопросом, отчего я еще не свалила? Можно ведь уехать в магистратуру в Берлин и ауфвидерзейн, мис камарадос. Отчего я все еще верю, что у нас может все поменяться и все могут жить дружно, как, например и делают сетевые иркутские СМИ? Мы ведь и с иркру, и с газетаиркутск.ру и с Бабром и Виакомом (да, вот еще кейс, когда у ресурса счетчики скоро догонят иркру, а их ни на одну пресс-конференцию важную не пускают) и другими все живем в мире и согласии. По каким-то неведомым причинам.
И я не знаю, чья тут нужна воля, чтобы все было мирно, честно и гладко, чтобы никто не ругался и не устраивал истерик. Право слово, не знаю. Но и понимать, что расти хорошему кадру лучше всего не в Иркутске тоже погано как-то.
Юлия Харькова: На хрена вам награды тех, кто дает их только по знакомству ("Этим надо дать, потому что мы с ними друзья, с теми — сто лет работаем, этим — давно ничего не давали"). Ваша главная победа - читатели! Про "профессиональных и непрофессиональных журналистов" очень смешно. Несколько лет работаю в проекте для молодых журналистов и вижу как замечательно складываются редакции из людей, которые журналистике специально не обучались. Вспоминаю постоянно слесаря-блогера (я серьезно). Блин, главный критерий - крутой и интересный контент, который делают люди! Смешной, конечно, придумала "Золотая запятая" про профессиональных журналистов.
Полина Кравец: Новые проекты - это отток денег из старых. Денег государственных и частных. А кому это нужно? Ведь денег в регионе больше не становится, значит кто-то из мастодонтов останется без жирного куска. А издание, удостоенное премии, а вы явные конкуренты, сразу же поднимается в глазах рекламодателя. Жалко, что так вышло. Пока у власти те, кто есть, они будут тащить одеяло на себя.