Кино-2014: Трудно быть лохом
В иркутском прокате – «Афера по-американски», «оскаровский» фаворит и попросту отличный комедийно-драматический фильм, основанный на реальной истории.
«Афера по-американски» (American Hustle) (16+). Режиссер: Дэвид О. Расселл. США, 2013
Вторая половина 1970-х, Нью-Джерси. Мелкий мошенник Ирвинг (Кристиан Бейл) на пару со своей любимой женщиной Сидни (Эми Адамс) успешно торгуют никогда не исполняющимися обещаниями помочь незадачливым клиентам в деле взятия крупных кредитов в том или ином банке. Но недолго музыка играла – и недолго, соответственно, наши влюбленные фраеры друг с другом танцевали. В их агентство обратился странный тип Ричи (Брэдли Купер), оказавшийся фэбээровцем, промышляющим подставами. В обмен на освобождение от ответственности, которая теперь грозит Ирвингу и Сидни, Ричи требует от них помощи в своих играх с куда более крупными аферистами. «А я Бюро не любил и до», – вздохнет тогда добродушный мошенник Ирвинг и скрепя сердце согласится на сделку. «Кое-что из показанного здесь, произошло на самом деле», – осторожно предупреждает нас начальный титр
Кристиан Бейл явил тут очередное чудо перевоплощения – в этом отношении у него на сегодняшний день просто нет конкурентов
«Афера по-американски» выдвинута в целых десяти номинациях на премию «Оскар» этого года, церемония вручения которой состоится в самом начале марта. В частности, фильм Дэвида О. Расселла фигурирует во всех четырех актерских номинациях – помимо вышеупомянутых Бейла, Купера и Адамс, в категории «Лучшая женская роль второго плана» номинирована еще и младая Дженнифер Лоренс за роль резонно нелюбимой жены главного героя Ирвинга. Что ж, пожалуй, именно Лоренс более всех перечисленных заслуживает пресловутой награды: ее взрывоопасная отчаянная домохозяйка Розалин – роль из тех, которые запоминаются на десятилетия. Между прочим, в свои 23 Лоренс уже обладает одним «Оскаром», опять-таки более чем заслуженно выданным ей за роль в безумной комедии «Мой парень – псих», режиссер которой – все тот же Дэвид О. Расселл.
Брэдли Купер изобразил одного из самых неприятных фэбээровцев за всю историю Голливуда
Он вообще крайне талантливый парень, этот Расселл. Если, конечно, позволительно будет с таким амикошонством высказаться об уважаемом 55-летнем режиссере, уже три раза выдвигавшемся на сами-понимаете-что. Но дело-то в том, что Расселл начал свой путь к вершинам каких-нибудь три-четыре года назад. Снимать-то он взялся еще в прошлом веке, но тогда худо-бедно запомнился одной-единственной лентой – военным фарсом «Три короля». Все нулевые напролет о Дэвиде не было ни слуху ни духу – и лишь в 2010-м он вынырнул из небытия с превосходной спортивной комедией «Боец».
И понеслось: в 2012-м вышел «Мой парень – псих», в прошлом году – «Афера по-американски», и вот уже все, кто хоть сколько-нибудь смыслит в кино, числят Расселла в первой десятке лучших голливудских режиссеров современности.
Что ж, явленная российским зрителям лишь за две недели до «Оскара», «Афера по-американски» предсказуемо заслуживает одних только теплых слов. Правда «Боец» и «Мой парень – псих» были чуть более удачными фильмами, но и «Афера» неплохо усваивается даже сразу после такого грандиозного полотна, как «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе.
Не то чтобы сильно сексуальных актрис Эми Адамс и Дженнифер Лоренс режиссер превратил здесь в подлинных секс-бомб
«Афера», что называется, вкусно снята – от нее ничуть не устаешь на протяжении всех двух с лишним часов, которые она длится. А главное, что Дэвид О. Расселл вновь блистательно подтверждает здесь свое реноме стильного мизантропа, мастера тончайше уничижительной интонации. Любопытно то, что во всегдашних его героях – лохах, профанах, ребятах со странностями – даже самому умному из зрителей крайне легко узнать себя. Самому умному, наверное, даже легче всех. В этом уникальность Расселла и его отличие, например, от братьев Коэнов – умников, всю жизнь насмехающихся над одними только дураками.