Кино-2014: Полгода плохая погода, полфильма – совсем никуда
В иркутском прокате – «Спасти мистера Бэнкса», наполовину хороший фильм о конфликте мультипликатора и детской писательницы.
«Спасти мистера Бэнкса» (Saving Mr. Banks) (12+). Режиссер: Джон Ли Хэнкок. США, Великобритания, Австралия, 2013
В 1961 году небезызвестный Уолт Дисней (Том Хэнкс) поздравил себя с еще одной бизнес-победой – несносная английская писательница Памела Трэверс (Эмма Томпсон) наконец-таки согласилась продать презренному Голливуду права на свою повесть «Мэри Поппинс». Дело в том, что произведение это было написано миссис Трэверс еще в далеких тридцатых, а после войны сочинительница так и не смогла выдавить из себя ни строчки, подобно нашему Шолохову. Последнему, однако, хотя бы вручили Нобелевку за его довоенный колосс «Тихий Дон». А за книжки про волшебных нянь, прилетающих на зонтике, существенных премий, увы, не выдают – вот миссис Трэверс и пришлось пойти на контакт с отвратительным, но столь баснословно богатым мистером Диснеем. Что поделать, если даже чопорным англичанкам не чуждо желание встретить старость, имея солидный счет в банке…
Мистер Дисней на лошадке
История искушения британской тетушки строгих правил американским дьяволом, сколотившим состояние на производстве задушевной мультипликации, в надлежащем исполнении обещала стать зрелищем для подлинных киногурманов. Что ж, исполнение не подкачало, история рассказана смачно – гурманы должны быть довольны. Вот только примерно час из двухчасового этого фильма не худо было б выбросить отсюда напрочь. Ведь заведомо беспроигрышного сюжета о разборках матерого человечища Диснея с воплощением британского снобизма Трэверс авторам почему-то показалось мало. И они присобачили сюда унылую побочную линию, да еще и отвели на нее ту самую половину картины. А счастье было так возможно…
Миссис Трэверс в Диснейленде – великолепное вживание в образ Эммой Томпсон
Видимо, никак бы не получилось снять на студии Walt Disney Pictures (а «Мистер Бэнкс» снят именно на ней) стопроцентную эксцентрическую комедию с довольно циническими нападками на голливудские нравы. От века повелось так, что «Дисней» – это прежде всего про сантименты. И вот вам, пожалуйста: даже здесь таковым нашли применение. Понятно было, что дрязги вздорного мультипликатора с брезгливой писательницей, не лезущей за словом в карман, – уж совсем не тот материал, в котором найдется, где подавить на зрительскую жалость. Поэтому создатели решили залезть в душу писательницы Памелы Трэверс – и рассказать нам всем, как она дошла до жизни такой. То есть как она осмелилась не преклониться перед Диснеем и даже не умилиться в Диснейленде. На взгляд авторов фильма, без дядюшки Фрейда в столь запущенных случаях просто не обойтись.
Последнее искушение дьявола
Обо всем этом, впрочем, можно было заподозрить уже при взгляде на название. Ведь по всему выходило, что картина должна называться «Спасти Мэри Поппинс». В смысле – спасти последнюю (на тот момент) культовую сказку, до которой еще не дотянулись алчные щупальца мистера Диснея (слава богу, в этом фильме хотя бы не оставляют иллюзий относительно того, что миссис Трэверс именно так воспринимала своего «соблазнителя»).
Но нет, и в оригинале, и в переводе лента именуется «Спасти мистера Бэнкса». Мистер Бэнкс – один из главных героев в «Мэри Поппинс», отец именно того семейства, которое осчастливила своими услугами леди Совершенство. А прототипом Бэнкса послужил, как уверяют нас авторы, не кто иной, как отец Памелы Трэверс, для которого жизнь закончилась весьма рано и очень плачевно. Многочисленные сцены воспоминаний миссис Трэверс о ее несчастном отце и погубили данное кино. Точнее – оттяпали ровно 50 процентов от его несомненных достоинств.