Кино-2013: Боги ушли, но остались спортсмены
В иркутском прокате – бодрая мелодрама про брейк-данс «Короли танцпола».
«Короли танцпола» (Battle of the Year) (12+). Режиссер: Бенсон Ли. США, 2013
Афроамериканский хип-хоп-магнат Данте (Лаз Алонсо) в бешенстве. Еще бы – на международном состязании брейк-дансеров Америка который уж год подряд проигрывает, даром что именно в Штатах был изобретен сей танцевальный стиль «кручусь-верчусь-брыкаюсь-кувыркаюсь». В отчаянии Данте выходит на своего старого знакомца – хмыря Джейсона (Джош Холлоуэй), в восьмидесятых слывшего королем танцпола, в девяностых ставшего супертренером би-боев, а ныне по объективным причинам опустившегося и потерявшего всякий интерес к жизни.
Но напористо жестикулирующий Данте в костюмчике, как у Андрея Миронова в «Бриллиантовой руке», вторгается в жалкое жилище Джейсона и начинает толкать ему типичную хип-хоп-телегу, разве что без рифмы. Мол, йоу, чувак, проснись, родина помнит тебя, разбуди же юных сыновей ее, дабы завертелись они волчком как в старые добрые, чтоб проклятые русские, корейцы, немцы – и кто там еще числится нынче в чемпионах по брейку? – разинули варежки и сызнова признали бы американцев богами напольного верчения, наручного кручения и прочих экстремальных, с позволения сказать, па. Что ж, наш Джейсон надолго задумывается, а затем решительно встает на ноги и энергично принимается оттряхивать давно нестиранные штаны. Теперь победа точно будет за нами! В смысле, ими, правоверными штатовскими би-боями.
Один из героев справедливо замечает, что он словно бы попал в фильм «Слава», только с участием головорезов
Двадцать первый век сделал из славнейшего, уникальнейшего и краеугольного когда-то голливудского жанра – мюзикла – киношную потеху для тех младых и безмозглых, которые словосочетание «двигать телом» привыкли интерпретировать в одном-единственном смысле. То есть не в сексуальном, не в спортивном и уж тем более не в физически-трудовом. Когда тела движутся – это танцпол: какого-либо иного не дано. Ньютон бы после такого поперхнулся яблоком, а Галилей сызнова отрекся б от своих прозрений, на этот раз добровольно.
Небезынтересный артист Холлоуэй – Сойер из «Остаться в живых»
За последние годы киноэкранные тела (то есть тени тел) наиболее активно двигались в трилогии «Уличные танцы», тетралогии «Шаг вперед» и дилогии «Сделай шаг». При всей одноклеточности перечисленных лент, в них нередко наличествовала кинематографическая зрелищность самого зажигательного пошиба. Еще пионеры синематографа сознавали, что танец – едва ли не самое притягательное из всего, что вообще можно снять на пленку. Даже от иного статического дэнс-эпизода с не очень умелыми танцорами зачастую невозможно оторвать глаз; учитывая современную технологическую подкованность, странно, что мировые кинотеатры еще не окончательно заполонили танцевальные мюзиклы.
Танцуй отсюда!
Увы и ах: если в «золотом веке» Голливуда мюзиклы снимали самые лучшие, наиболее одаренные режиссеры, то сегодня этот жанр отдан на откуп постановщикам-ничтожествам или в лучшем случае киношникам-неудачникам. Новейших «Королей танцпола» поставил безвестный Бенсон Ли, до этого снявший документалку на ту же тему под названием «Планета би-боев» (не подумайте дурного – би-боями называют брейк-дансеров). Что еще можно сказать про «Королей танцпола»? Абсолютно нечего. Если вы любите брейк-данс, вам сюда. Если же вы поклонник кино – ошибочка: вам в другую дверь (хотя бы на «Хоббита»). До тех пор, пока за мюзикл не возьмутся Спилберг, Камерон, Скорсезе и Тарантино, нам, киноманам, лучше и не реагировать на какие угодно названия, в которых присутствуют части слов «танц» и «данс», а также (на всякий пожарный) слова «step» и «street».