Кино-2013: В одном черном-черном доме жила злая-презлая девочка…
В прокате Иркутска и области – европейский хоррор «Поцелуй мамочку на ночь» про кошмарную девчурку и все такое прочее.
«Поцелуй мамочку на ночь» (Dark Touch) (18+). Режиссер: Марина де Ван. Франция, Ирландия, Швеция, 2013
Родителей 10-летней или около того Ниам убил полтергейст. Это слово не произносится, но из версии, изложенной девочкой после загадочных и страшных событий, происшедших в ее доме, следует вывод именно что о зловещем паранормальном явлении. А саму Ниам не то чтобы удочеряют, но соглашаются на неопределенный срок приютить в собственном доме друзья ее покойных отца и матери – сами сравнительно молодые родители, чьи дети, впрочем, помладше главной героини. Вскоре добросердечному семейству придется убедиться не только в существовании злосчастного полтергейста, но и в том, что скрывается эта антинаучная субстанция не в ком ином, как в маленькой Ниам. Девочка, как выясняется, лишь выглядит вялой, робкой, виктимной тихоней. На самом деле она способна превосходить в своем спорадическом буйстве героинь фильмов «Кэрри» и «Изгоняющий дьявола», вместе взятых.
Как и ее более взрослые «коллеги» из куда более взрослых фильмов, Ниам малейшее по отношению к ней насилие попирает насилием радикальнейшим
Убеждению российских прокатчиков, что вульгарно-вздорное заглавие «Поцелуй мамочку на ночь» смотрится завлекательнее загадочно-строгого оригинального – «Темное прикосновение», – в данном случае подобному убеждению хочется только поаплодировать. Сильно вам хочется пойти в кино на «Мамочку»? Вот и я думаю, что не особо. И правильно сделаете: это картина из тех, которые не стоят даже и домашнего полуночного просмотра вполглаза. Бывают однозначно одноразовые фильмы, а для этой ленты подошло бы определение «ниразовая». То есть не то чтобы несмотрибельная, а попросту недостойная чьего-либо внимания.
Поставила эту «Мамочку» (точнее – данное «Прикосновение») 42-летняя француженка Марина де Ван, разносторонняя, но нигде особенно не преуспевшая кинодеятельница. Как актриса она более всего известна ролью малоприятной маньячки в омерзительной короткометражке небесталанного извращенца Франсуа Озона «Увидеть море». В качестве сценаристки она подсобляла тому же Озону на некоторых других его картинах. Наконец, де Ван поставила по собственным сценариям довольно-таки дрянные фильмы «женских» псевдоужасов «В моей коже» и «Не оглядывайся»
Без отсылок к великому «Сиянию» Кубрика современным хоррормейкерам – никуда
«Поцелуй мамочку» (простите) – это в свою очередь фильм детских (точнее – девочковых) псевдоужасов. Злобная девчонка периодически истерит, неистовствует и извергает на ни в чем не повинных, как правило, людей наимощнейшие потоки своей отрицательной телекинетической и пирокинетической энергии. Естественно, скука это все смертная (не говоря уже о ее вторичности) – и ни разу не страшная.
Но главное, конечно, то, что «Поцелуй мамочку» (еще раз простите) – это абсолютная, так сказать, беспримесная дешевка, хотя, возможно, и не дотягивающая в смысле бездарности до недавнего «Телекинеза», который мы заслуженно размазали по стенке неделю назад. Режиссерша де Ван – все-таки профессионалка, этого не отнять, пусть и потрясающе бездушная профессионалка, черствая, бесстрастная, временами едва ли не мертвая. Ее фильмы и кажутся опусами покойницы, видеописьмами с того света. Определенное достоинство в этом можно увидеть, но за неимением каких-либо других преимуществ и оно превращается в недостаток.
А это кадр будто из классической «Деревни проклятых» или скорее из ее цветного ремейка
Насмотренные зрители, несомненно, сообразят, что девочка Ниам живо напоминает не столько даже Кэрри, сколько убийственных детей из классического английского хоррора «Деревня проклятых» (1960). И, конечно, куда больше пользы и тривиального удовольствия принесет лицезрение хотя бы с треском провалившегося ремейка упомянутой «Деревни», снятого в 95-м мастером жанра Джоном Карпентером. У признанных мастеров интересны даже провалы – у вечных же подмастерьев (определение, на все сто относящееся к де Ван – пожизненной приспешнице Озона) скучны даже удачи. Впрочем, «Темное прикосновение» – безусловный провал даже по скромным Марининым меркам.