Кино-2013: Вторичные сумеречные признаки
В прокате Иркутска и области – подростковое фэнтези «Орудия смерти: Город костей», вовсю эксплуатирующее букву и дух «Сумерек».
«Орудия смерти: Город костей» (The Mortal Instruments: City of Dones) (12+). Режиссер: Харальд Зварт. США, Германия, 2013
Жила себе обычная школьница Клэри (Лили Коллинз) в родном городе Нью-Йорке – и нимало не тужила, не скучала, знать ничего не знала. А между тем девушке следовало бы быть повдумчивее и повнимательнее. Почему у нее, например, отца нет? Да и кто такая на самом деле ее мать (Лена Хеди)? Ведь явно не та обычная женщина, за которую себя выдает. Однако силы-из-другого-мира не стали ждать, пока у легкомысленной барышни на все эти загадки раскроются глаза – и раскрыли ей их сами.
Сначала Клэри стали являться люди, для всех, кроме нее, невидимые. Потом неведомо куда исчезла Клэрина мама. Тут-то юница и уразумела, что является представительницей рода Сумеречных Охотников. Эти ребята постоянно имеют дело со всевозможными демонами, оборотнями, призраками и вампирами (но только не с зомби, которых здесь характеризуют, как презренную выдумку скудоумных кинематографистов). Теперь немножко поохотиться в сумерках предстоит и Клэри, если она, конечно, хочет найти маму, встретить свою любовь, познать самое себя и сущность всех-всех вещей…
«Сумерки» заложили имиджевые основы успешного подросткового кино нулевых и десятых годов – унисекс, эмо-стайл, готичность
Название «Орудия смерти: Город костей» может навести несведущего человека на мысль о кровавом слэшере или историческом эпосе из жизни испанской инквизиции. Но все куда скучнее и одновременно забавнее. Перед нами экранизация первой части трехтомного бестселлера ужасно толстой американки Кассандры Клэр про тайную касту воинов-полуангелов – и все это уже звучит как пародия (даже если изъять отсюда малополиткорректный акцент на нешуточном физическом весе писательницы).
Ощущение неосознанной пародийности будет преследовать всякого разумного зрителя «Орудий смерти». Конечно, при условии, если таковой зритель подавит в себе чувства раздражения, отвращения, утомления и мизантропии (последняя чаще всего и рождается при столкновении с отборными образцами человеческой глупости).
Трудно поверить, что именно эта девушка столь смачно сыграла главную героиню в стебовой сказке «Белоснежка: Месть гномов»
Разумеется, «Город костей» вовсю паразитирует на творчестве Стефани Майер – и, надо сказать, рядом с этим «паразитом» майеровские «Сумерки» выглядят просто-таки шекспировским шедевром. Может, у какого-то зрителя «Орудий» и получится закрыть глаза на традиционную для жанра путаницу и алогичность сюжетных линий. Но не затыкать же еще и уши из резонного опасения, что они моментально завянут на данном сеансе! А ведь диалоги тут – это что-нибудь особенное. Они, конечно, преисполнены никчемного пафоса, но главное – настолько бессмысленны, что все это разговорное действо даже приобретает какую-то близость к драме абсурда.
Однако создателей «Орудий» не заподозришь в издевательстве или иронизировании, поскольку ни того, ни другого здесь все-таки нет ни на грош, иначе это было бы хоть как-то и хоть где-то заметно. Нет-нет, это именно ужасающе серьезное повествование, авторы которого абсолютно не осознают его смехотворности и картонности. Воистину непостижимо, как в 2010-е можно писать подобную чушь, да еще и экранизировать ее.
В финале этих влюбленных ожидает пренеприятный сюрприз, который и в страшном сне не мог бы присниться героям «Сумерек»
«Ты примитивная», – бросает один из самых тупых персонажей (и к тому же латентный гей!) главной героине – единственной здесь, кто хотя бы немного походит на живого человека, а не механического манекена. Но бровастая красавица Лили Коллинз начинает так горячо и патетично возражать в ответ на это обвинение, что в этот момент трудно не испытать чувство печальной ностальгии по бледной поганке Кристен Стюарт, звезде «Сумерек». Все-таки последняя до такого никогда не опускалась.