Кино-2013: Ку или не ку? Вот в чем вопрос!
В прокате Иркутска и области – мультипликационный ремейк знаменитой картины «Кин-дза-дза», и он вполне себе ку.
«Ку! Кин-дза-дза» (6+). Режиссеры: Георгий Данелия, Татьяна Ильина. Россия, 2013
Жители современной Москвы – виолончелист дядя Вова Чижов и школьник Толик – попадают на планету Плюк, знакомятся с тамошними туземцами Уэфом и Би да проходят ровно через те же трагикомические перипетии, в которых 27 лет назад надолго увязли прораб дядя Вова Машков и студент Гедеван.
Анимация в «Ку!» куда ближе к «Тайне третьей планеты», чем, например, к диснеевской «Планете сокровищ»
Шестнадцатая и, судя по всему, последняя кинолента 82-летнего классика Георгия Данелия оказалась одновременно мультфильмом и авторемейком – казус, ставший возможным только сегодня, в условиях мирового кризиса идей и повальной склонности продюсеров зарабатывать на ностальгии.
Мыслящее население страны давно уже игнорирует подобную продукцию (все эти новые прочтения «Джентльменов удачи», «Кавказских пленниц» и «Служебных романов»), инспирируемую, как правило, господами Эрнстом и Бекмамбетовым. Оказалось, однако, что картина «Ку! Кин-дза-дза» (вслед за оригиналом 1986 года) рассчитана исключительно на интеллектуальную аудиторию. Не взирая даже на то, что в здешних титрах фигурирует-таки пресловутый бесстыдник Эрнст.
Впрочем, великая фамилия Данелия все равно загораживает тут собой все прочие. Да и не одна только фамилия: с первых же сцен «Ку! Кин-дза-дза» становится очевидно, что смотришь еще один (пусть и какой-то до боли знакомый) настоящий фильм Данелия. Об этом свидетельствует все – от музыки Гия Канчели до фирменных данелиевских «закруглений» каждого отдельно взятого эпизода.
Исполнение на бис знаменитейшей во Вселенной песни «Мама, мама, что я буду делать?»
Чувство юмора мэтр тоже ничуть не утратил – перед нами, как и желалось, мультфильм не столько смешной, сколько остроумный, то есть все опять-таки очень по-данелиевски. Конечно, половина шуток (к сожалению или к счастью) оказалась дословно заимствована из оригинального фильма, но появилась и масса новых хохм, прежним ничуть не уступающих.
Ну да, в плюканах Уэфе и Би не осталось уже ничего от филигранно изобразивших их когда-то Евгения Леонова и Юрия Яковлева (хотя Уэфа отлично озвучивает Андрей Леонов). Да и дядя Вова с Толиком – персонажи, хоть и симпатичные, хорошо выписанные и даже недурно нарисованные, но тоже весьма тускнеющие при всякой ассоциации с воистину гениальным тандемом дяди Вовы в исполнении Любшина и Гедевана, сыгранного кацо Габриадзе.
Голос Андрея Леонова, озвучившего Уэфа, временами не отличить от голоса его великого отца
Но во время и после просмотра все равно приходишь к выводу, что лучшей, чем эта, мультверсии культового советского фильма невозможно было снять в принципе. Сама идея именно ремейка (в ущерб гипотетическому сиквелу), заведомо казавшаяся столь тухлой и кощунственной, на деле срабатывает как нельзя лучше. На моментах, один в один повторяющих первую «Кин-дза-дзу», от экрана невозможно отвести взгляд, будто заново срабатывает экспроприированная магия того, давнишнего шедевра. В местах же, которые никак не отсылают к оригиналу, интерес к мультфильму резко остывает.
Однако даже вторичный Данелия и одновременно Данелия, чересчур старательно заигрывающий с современностью, – это все-таки Данелия. После недавней кончины Алексея Германа именно Георгий остается последним живым классиком из плеяды лучших советских режиссеров. И, в отличие от Михалкова, живой он не только в буквальном смысле, но и в художественном.
Иными словами, Данелия все еще ку!