Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияИркутск

9436

07.06.2012, 00:06

Русалки

Русалка – широко известный мифологический персонаж, упоминаемый во множестве сказок, легенд и преданий. Многие, едва услышав это слово, вспоминают известное со школьной скамьи: «Русалка на ветвях сидит...».

Пушкинское «Лукоморье», между прочим, не раз иллюстрировали, и на всех иллюстрациях, что мне попадались, та самая русалка неизменно изображалась хвостатой – художники явно не задавались вопросом, как и зачем эта полурыба-полудева влезла на пресловутый «дуб зеленый». Ничего удивительного: многие и сейчас представляют себе русалку рыбообразной, ибо как еще может выглядеть существо, обитающее в воде? Вот только предки наши имели о русалках совсем иные представления. Еще в конце XIX – начале XX вв. в русских селах помнили этих «наших» русалок – вполне антропоморфных существ, появляющихся на земле преимущественно весной, во время роста и цветения колосьев.

Судя по всему, изначально русалки – это духи-покровители молодых всходов. Они связаны с растительностью и влагой: охраняют посевы, приносят дождь и росу, усиливают вегетацию. Само слово «русалка» достаточно позднего происхождения, и разные исследователи сближают его то с праздниками русалий, то с понятиями «роса» или «русло», то с прилагательным «русый» (в значении «светлый», «ясный»). Русалок в народе называли также мавками или навками (от «навь» - мертвый), водяницами, лоскотухами (т.е. «щекочущими»), купалками и т.д. Возможно, в древности русалки именовались берегинями. Ну а представления о полулюдях-полурыбах пришли на Русь достаточно поздно; их называли обычно «фараонками» и считали, что в них превратилось войско фараона, преследовавшее бежавших из Египта евреев.

В языческие времена русалки, по всей видимости, считались помощниками богов и богинь плодородия; но при христианстве их, разумеется, «записали» в категорию демонов. Народ, однако, разделял чертей-бесов и духов природы: если черти однозначно считались «врагами рода человеческого», то лешие, русалки и др. воспринимались как строгие и не слишком доброжелательные соседи, которых можно задобрить и о помощи попросить. Нередко их считали даже «родственниками» людей, полагая, что в них превращаются души погибших «не своей» смертью. Так, по поверью, русалками становятся утонувшие и вообще умершие до свадьбы девушки, мертворожденные или скончавшиеся до крещения дети, женщины-самоубийцы, а также люди, умершие на Русаль­ной неделе.

Внешний вид русалок сильно варьировался: в разных местах их представляли то молодыми девушками, то детьми, то страшными чертовками. Так, укра­инцы и белорусы, крестьяне южнорусских губерний и западные славяне считали, что русалки выглядят как юные девы, которые ходят нагими, либо носят белую одежду (рубашки или платья без пояса); их длинные волосы (обычно светлые, русые, либо зеленые) всегда распущены и иногда украшены венком. Такие русалки обычно очень красивы, причем их «дьявольская прелесть» завораживает и притягивает взгляд; они часто обладают чарующим голосом, «легки как пух», с белым, будто просвечивающим телом. В некоторых описаниях русалки отличаются от обычных девушек только своим нарядом: они ходят «распустехами», в одних рубашках и босиком, но в остальном сохраняют свой «прижизненный» облик. На Русском Севере русалок чаще представляли страшными, косматыми, нагими, с отвислыми грудями. Некрасивые «раскудланные» русалки известны также белорусам и украинцам, причем кое-где считали, что «существуют русалки двоякого рода: одни – безо­браз­ные старые бабы, другие – молодые красивые девушки». Про русалок-мавок иногда говорили, что спереди они «как девки», но у них нет спины и сзади видно все внутренности. Подобно другим сверхъестественным существам, все русалки могут быстро бегать (так, что «и на лошади не догонишь») или мгновенно перемещаться на большие расстояния; в некоторых местах им приписывали также способность превращаться в животных (мелких зверьков, лягушек, водоплавающих птиц или рыб, лошадей).

Русалки – водяные существа, обитающие преимущественно в реках и озерах; однако они часто появляются и на берегах рек, в лесах, полях и огородах, на дорогах и перекрестках, временами заходят в бани и овины, пробираются даже в избы. При этом во многих местах считалось, что в разное время года русалки живут в разных местах: весной они выходят из воды и перебираются в леса и березовые рощи; позже уходят в поля, стерегут цветущую рожь и коноплю, охраняют гороховища; а к середине или концу лета вновь скрываются в воде или исчезают под землей. Подобные «миграции» происходят в определенные праздники. Чаще всего считалось, что русалки выходят из рек и озер перед Троицей, с Пасхи, Вознесения или Семика; на Русальной неделе они большими группами бегают по рощам и полям, резвятся, кричат и хохочут, качаются на деревьях, зазывают к себе и насмерть щекочут неосторожных прохожих. Вскоре после этого (по одним поверьям – уже с Духова дня, по другим – с заговенья на Петров пост или с Петрова дня) они перестают пугать людей, уходят в какие-то отдаленные места или возвращаются в воду. Чаще всего их видят в сумерках или ночью, но порой встречают и днем, особенно в «русальные» праздники. В принципе, русалок можно видеть на земле до самой осени; лишь с наступлением холодов они спускаются в глубокие омуты и там спят до весны.

По народному убеждению, русалки имеют над водой особую власть: они могут заставить реки разлиться или, наоборот, устроить засуху, наслать бурю, дождь, град и т.п. (обычно в наказание за какую-то людскую провинность). Они даруют растениям влагу в виде росы: там, где бегали и резвились русалки, хлеб и травы растут гуще и зеленей. В языческие времена, вероятно, пребывание русалок на земле ограничивалось весенним периодом, когда посевам требовалась влага и силы для роста. У восточных славян и в XIXв. поселяне чествовали русалок как языческих богинь, в Семик и Троицу оставляя для них еду и одежду, «завивая» березки и соблюдая определенные запреты (на полевые и женские работы, купание и др.), а по окончании праздников – устраивая торжественные «проводы». Но при всем при этом к русалкам уже относились как к нечистой силе, довольно злокозненным существам; поэтому их опасались и избегали, носили против них различные обереги (полынь, чеснок, освященные или острые железные предметы), приписывали им разные вредоносные действия (насылание болезней, порчу скота и др.).

Вне троицких праздников русалки – это шаловливые и иногда опасные духи, во многом подобные лешим и водяным. В быличках их часто видят у воды, где они плещутся, расчесывают свои волосы, полощут белье, даже нянчат своих детей; в большинстве случаев они скрываются, едва завидя человека, но могут утопить купающегося или напугать скот на водопое. Иногда они вредят рыбакам – путают сети, разгоняют рыбу. Порой они заходят к людям, крадут положенную без благословения еду, а также холсты и пряжу, похищают оставленных без присмотра детей. Им нравится «ради шутки» пугать прохожих, сбивать с пути, зазывать к себе и безжалостно щекотать. Но вообще, по народному убеждению, после троицких праздников русалки уже практически не опасны: в заговенье на Петров пост крестьяне многих губерний устраивали символические «проводы русалок» (для чего выводили за село ряженую-«русалку» или выносили чучело, которое потом уничтожали) и с облегчением говорили: «Теперь мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить».

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияИркутск

9436

07.06.2012, 00:06

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=106174

bytes: 7323 / 7323

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События" (Иркутск)

Гастрономический фестиваль «Еда+» снова в Братске

Российский энергохолдинг Эн+ анонсировал проведение гастрономического фестиваля «Еда+» в Братске, который состоится 14 и 15 сентября на площади ТКЦ Братск-АРТ. Фестиваль, ставший популярным с момента своего открытия в прошлом году, ожидает вновь привлечь тысячи посетителей.

Ярослава Грин

СобытияИркутск

5355

04.09.2024

Энергия в лицах: яркие гости «Энергии+» в Иркутске

12 июля в Иркутске стартует одно из самых масштабных культурных событий этого лета — фестиваль «Энергия+». Жители города смогут совершенно бесплатно принять участие в паблик-токах, открытых лекториях и кинопоказах, в которых примут участие известные актеры, режиссеры, поэты и писатели.

Глеб Севостьянов

СобытияКультураИркутск

14686

08.07.2024

На фестивале Энергия+ будет представлена экспозиция соломенных скульптур

В этом году фестиваль «Энергия+» в Иркутске обещает стать настоящим культурным событием с разнообразной программой для всех возрастов.

Ярослава Грин

СобытияОбществоИркутск

8429

04.07.2024

В Иркутске при поддержке Эн+ состоится семейный фестиваль «Энергия+»

С 12 по 14 июля 2024 года на набережной Ангары, рядом с памятником Александру III, состоится семейный фестиваль «Энергия+», организованный энергохолдингом Эн+. Гости мероприятия смогут встретиться с известными актерами, писателями и режиссерами.

Ярослава Грин

СобытияКультураИркутск

18762

26.06.2024

Безрадостные будни будущего экогорода: байкальчане собирают подписи под петицией президенту

О Байкальске в последнее время официальные средства массовой информации говорят только в контексте визитов высокопоставленных чиновников, которые приезжают туда с целью в очередной раз обсудить захватывающие дух перспективы развития будущего экогорода.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоИркутск

6301

30.04.2024

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

11422

10.04.2024

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

27311

22.11.2023

Утулик: дорожные страсти продолжаются

Вопрос транспортной доступности поселка Утулик Слюдянского района в последнее время на слуху. Не только благодаря средствам массовой информации, которые проявляют интерес к данной проблеме, но и невнятной позиции местных чиновников.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоМаразмИркутск

22292

17.10.2023

Высокая кухня на сибирский лад: в Братске прошёл гастрофестиваль от Эн+

На фестиваль «Еда+» пришли пять тысяч гостей, они попробовали и даже научились готовить разнообразные блюда высокой кухни, а также отведали привычные всем пиццу и шашлык. В Братске 7 октября прошёл гастрофестиваль «Еда+». Фестиваль организовал энергохолдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской.

Соня Ломачевская

СобытияОбществоИркутск

4817

10.10.2023

Жители Утулика взывают к власти. Пока тщетно.

О проблемах поселка Утулик, что расположен в Слюдянском районе, местные средства массовой информации сообщали не раз. Но воз и ныне там.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоМаразмИркутск

38580

29.09.2023

На Иркутском ипподроме прошли соревнования на призы губернатора – в копилку два рекорда

В соревнованиях участвовали более шестидесяти наездников из возьми районов области. Двое из них установили сразу два рекорда Иркутского ипподрома. Лучшее время показала лошадь Гальперина. В Иркутске прошли конные соревнования на призы губернатора Иркутской области.

Соня Ломачевская

СобытияСпортЭкономика и бизнесИркутск

32983

01.09.2023

Кто с топором к нам пришел: воспитание Буратино, Цой и погоня за двумя зайцами

Все знают сказку про деревянного мальчика и его папу – Карло, созданную Алексеем Толстым. Александр Матерков из Бошкортостана показал на «Празднике Топора», который завершился в прошлое воскресенье, свой вариант прочтения этой сказки.

Анна Леро

СобытияКультураТуризмТомск Новосибирск Иркутск

19556

24.08.2023

Лица Сибири

Мартыняк Дениc

Носовко Валерий

Гришкевич Евгений

Сухорученко Владислав

Короткова Алла

Сафронов Рево

Щепин Андрей

Башняк Екатерина

Мамаджанов Константин

Шпрах Владимир