Узоры неба, линии земли
В Иркутском художественном музее открылась выставка китайского художника Чжан Цзян Чжона.
Современный Китай - наследник древнейшей цивилизации, который, органично трансформируя достижения прошлого, создал уникальную культуру. В ХХ веке окончательно отторгнув политику самоизоляции, китайцы начали активно осваивать достижения Запада во всех сферах деятельности.
Не осталось в стороне от магистральной линии развития культуры и китайское искусство. Особенностью китайской культурной традиции, в отличие от западноевропейской, является тот факт, что в основе культуры Китая лежат образы природы, а не божественное откровение. За ними сокрыты некие "энергетические конфигурации жизни", угаданные мудрецами в природных явлениях и типизированные ими в графических символах знака и линейно-живописного изображения. По древней легенде, Фу Си, основатель китайской традиции, созерцая "узоры неба и линии земли", создал первые рисунки и изобрел простейшие письмена. Постоянно меняющееся состояние природы, чередование ее ритмов, смена настроений в зависимости от времени года и суток передается мастерами Поднебесной гармоничной сдержанностью красок.
Чжан Цзян Чжон (1937--2003), в своем творчестве опираясь на традиционную китайскую живопись "го-хуа" (использование туши, минеральных и растительных водяных красок по шелку или слегка увлажненной бумаге), а также школ "юхуа" (масляной живописи) и "сиянхуа" ("западной живописи"), создал свою оригинальную живописную манеру. Следуя западной традиции, он назвал ее "смешанной техникой".
Палитра художника богата как в цветовом отношении (использование практически всех цветов солнечного спектра), так и в технике наложения краски. Он использует наплывы, вливание одной краски в другую. Доминирует обычно яркий цвет, придавая картинам, с одной стороны, ярко выраженный декоративный характер, а с другой -- подчеркивает фактуру изображенного предмета и заставляет его растворяться в дымке вибрирующей свето-воздушной среды. Сочный мазок в сочетании с лессировкой (нанесением красок тонким просвечивающимся слоем) создает иллюзию блеска драгоценных камней, как бы лежащих в основе изобразительного ряда многих живописных произведений мастера.
Творческая биография Чжан Цзян Чжона началась в Юннане, южной провинции Китая, находящейся рядом с Тибетом и граничащей с Бирмой, Таиландом, Лаосом и Вьетнамом.
В 1950-е годы, после окончания Юннаньской академии искусств и вплоть до 1980-х годов, художник, вдохновленный прекрасными горными пейзажами родной провинции, ее людьми, создает реалистические картины под влиянием советской и западноевропейской живописи ХХ века.
С 1980 года, после провозглашения китайским правительством политики "открытых дверей", Чжон посещает многие страны Западной Европы и США. Через свои художественные произведения и лекционную деятельность он пытается перекинуть мост между культурами Востока и Запада, китайским и евро-американским искусством. Новым источником его вдохновения становится идея вливания восточной эстетики в поток современного интернационального искусства.
Посетив выставку Чжан Цзян Чжона "Цветок из Поднебесной", развернутую в залах Иркутского художественного музея, вы познакомитесь с оригинальной стилистикой этого мастера, включающей в себя элементы экспрессивности и декоративности, творчески переработанных достижений неоавангардизма. Вы ощутите гармонию с окружающим миром через деликатно отраженные художником созерцательные интонации, чувства внутреннего равновесия и удивительного колористического такта.
Виктор Афонькин, искусствовед