Соелма Дагаева: почему менеджер культуры должен дружить с деятелями искусства?
Споры за и против руководства Соелмы Дагаевой министерством культуры Бурятии продолжаются. Её защитники уверяют, что деятели искусства не должны лезть в политику и администрирование, а их задача – молча творить. Да, на корабле не должно быть двух капитанов, но менеджер культуры обязан находить общий язык с творцами и учитывать их мнение в своей работе.
Телеграм-канал “Приемная дяди Баира” сражается с соломенным чучелом, защищая Соелму Дагаеву от нападок. По его мнению, главный аргумент оппонентов министра культуры Бурятии –”её не приняли деятели культуры и искусства”. Но противники Дагаевой в основном недовольны её слабыми профессиональными качествами и попытками брать под контроль все процессы подведомственных учреждений культуры. Непринятие главы минкульта творцами напрямую следует их этих недостатков.
Бабр писал о конкретных фактах, нанёсших серьёзный урон бурятскому бюджету и искусству: конфликт интересов и коррупционные признаки в конкурсе на предоставление субсидии для создания национальных фильмов Бурятии, который объявляло министерство культуры Бурятии; скандал с конкурсом национальной оперы к 100-летию Бурятии и полнометражным художественным фильмом о 321-ой Сибирской дивизии; переход учреждений культуры в “централизованную бухгалтерию”; кризис в бурятском театре оперы и балета после увольнения без объяснения причин Аюны Цыбикдоржиевой с поста директора театра – тогда оперный покинули некоторые признанные звёзды, а привлечь новые профессиональные кадры в Бурятию до сих пор является очень трудной задачей.
Отдельно стоит выделить деятельность оппозиционного режиссёра Артёма Бурлова по раскрытию коррупционных схем в минкульте. Из-за него Дагаева даже создала второй Союз кинематографистов (первый возглавляет Бурлов), но в нём быстро появились свои оппозиционеры. В итоге минкульт отказался от попыток работать с сообществом и реагировать на критику.
Дагаева могла бы успешно сотрудничать с Бурловым, который изначально не увлекался политикой и относился к власти лояльно. Но непрофессионализм главы минкульта породил серьёзного оппозиционера, который грамотно себя показал на поприще расследовательской журналистики.
Телеграм-каналы, восхваляющие Дагаеву, правы в том, что управлением и директорством должен заниматься человек, владеющий профессией менеджера и отвечающий за финансовые и хозяйственные вопросы. А деятели культуры должны преследовать художественные задачи и творить.
Однако “система сдержек и противовесов”, о которой писали в “Приемной дяди Баира”, будет эффективно работать лишь при уверенном взаимопонимании между главой минкульта и творцами. Чиновник, осуществляющий управление финансами, может сорвать любую творческую инициативу, тогда как “художники” могут принимать решения, которые не соответствуют направлению работы ведомства.
Создание условий для работы учреждений культуры не может находиться только в зоне ответственности чиновников. И бурятские творцы не забывают об этом, даже когда им пытаются заткнуть рот. История показала, что конфликты в бурятской культуре никогда не заканчиваются успешно ни для минкульта, ни для творческих деятелей.
Неужели защитники Дагаевой всерьёз считают, что творцы стали бы выступать против толкового, профессионально грамотного министра? Они вынуждены “лезть в политику и госуправление”, потому что Дагаева не показала себя умным и сильным управленцем, понимающим культуру Бурятии. Хороший и талантливый чиновник – вещь ещё более редкая, чем творец. Это вопрос большой кадровой удачи.
Ранее в Бабре: