Блогнот. О феминистской революции в Бурятии
Феминистская революция в Бурятии . Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят?
Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот. Подтвердилось это в реформенные 90-ые годы, когда именно женщины бросились в омут предпринимательства либо каторжного наемного труда, чтобы спасти от голода семьи. Мужчины покорились воле слабой половины, согласившись уступить первенство. Это было исторически обусловлено.
Средневековые летописи позволяют копнуть в ментальности бурят до 16-ого века, когда бурятские племена жили по законам степного Домостроя. Для женщины, к примеру, существовало три правила в подчинении и четыре добродетели. В число первых входило повиновение отцу, затем мужу, в случае его смерти - сыну. К добродетелям причислялись супружеская верность, правдивость, скромность в поведении и усердие в труде. Вроде все благопристойно, но это только на первый взгляд.
Исторические хроники констатируют жесткое требование: "Покорность, покорность и ещё раз покорность. Такова главная добродетель женщины". Это было, конечно, повсеместной константой на всем Востоке, да и на Западе тоже. Жестокий век.
Особенно плачевной была судьба у молодых женщин, выдаваемых, вернее, продаваемых замуж за калым. "Муж имеет право развестись с женой без суда, если та перечит свекру или свекрови, страдает неприятной для окружающих болезнью, бесплодна, - зафиксировала рука летописца, - Есть неограниченная власть над невесткой. Невестка должна избегать личного общения с главой семьи, постоянно находиться под рукой свекрови".
Ну и, наконец, как апофеоз женского бесправия: "Услужить родителям считается главной обязанностью молодой женщины, если жена нравится сыну, но не нравится родителям, то он обязан расстаться с ней, и наоборот".
Как бы безжалостно муж не обращался с женой, ей надлежало безропотно покоряться судьбе и молча повиноваться. Она могла вернуться в родной дом, но это считалось позором. Да и родители не хотели или уже не могли вернуть выкуп.
Но в эту мрачную эпоху нашлась женщина, которая перевернула эти закостеневшие обычаи. Совершила в степи, поистине, феминистскую революцию. Ее звали Бальжан-хатан. Вместе с безвольным мужем, королевским отпрыском, и угнетенным народом она бежала в русско-китайское Межрубежье, подарив потомкам новую родину и главное свободу.
Благодаря ей, буряты на несколько поколений обогнали своих монгольских сородичей в вопросе гендерного равноправия. Нравы у потомков Бальжан-хатан стали со временем более гуманнее и терпимее к женской судьбе. Как пример, в костюме агинских буряток появился нож, так что обидеть её стало уже весьма чревато.
Историческое осмысление деятельности Бальжан-хатан и её влияния на бурятский менталитет, безусловно, ждет своего исследователя. Пока же мы можем лишь постараться почувствовать интуитивную связь с этой легендарной личностью. Каждый бурят, думаю, обязан пройти этот тест. Для этого нужно посмотреть новую постановку о бурятской княжне в Бурдраме "Её зовут Бальжан".
Ведь быть бурятом это значит быть чуточку Бальжан.
Автор: Батодалай Багдаев