Сакральные войны в Бурятии
Что круче - появление в Бурятии самого большого в России изображения Будды или очередное чудо с "вечно живым" телом хамбо-ламы Этигэлова, перемещения которого в пространстве зафиксировали камеры видеонаблюдения в его дворце?
Буддисты Бурятии дважды за последний месяц удивили международные и российские СМИ. Кто же победил в споре между двумя "чудесами света", представленными двумя конкурирующими сообществами буддистов?
Самый большой Будда
Началось все с того, что 10 сентября социальные сети, российские, а затем и зарубежные СМИ заполнили фото и видео с церемонии освящения (рамней) 33-метрового изображения Будды Шакьямуни, высеченного на высокой скале Баян-Хонгор в Хоринском районе Бурятии.
Освящение статуи (контуры фигуры высечены в скале, сама она раскрашена красками), которая стала самым большим изображением Будды в России и вошла в список его крупнейших изображений в мире, провел авторитетный учитель буддизма из Тибета Еши Лодой Ринпоче. С начала 90-х годов прошлого века он живет в Улан-Удэ, получил гражданство нашей страны, имея при этом статус официального представителя Далай-ламы XIVв России, многочисленных учеников и последователей в России, Европе, странах бывшего СССР.
По информации официального сайта дацана "Ринпоче Багша", в церемонии рамней у горы Баян-Хонгор Ула приняли участие более 4,5 верующих, среди которых были жители близлежащих сел, а также приехавшие на 80-ти автобусах паломники из Улан-Удэ и других городов, ученики Еши Лодой Ринпоче, священники-ламы. В ходе церемонии было совершено "подношение миллиона цветов". Сами цветы были высыпаны на изображение Будды с вершины горы, а также выложены внизу у его стоп. Среди подношений от верующих на этот раз кроме цветов были также фрукты, молочные продукты и сладости.
По словам участников этого события, сам характер подношений как бы подчеркивает миролюбие буддистов, их отказ от кровавых жертвоприношений и алкоголя. Напомним, что последнее иногда присутствует у части бурят-буддистов во время обрядов обоо-тахилга.
- Статуя Будды Шакьямуни обращена на запад, в сторону Улан-Удэ, Москвы и ее появление будет способствовать миру и благополучию в Бурятии, России и во всем мире, - говорят участники обряда подношения.
Новый "сакральный объект" который на самом деле расположен на традиционном месте поклонения верующих (гора Баян-Хонгор Ула в Хоринском районе Бурятии известна как святое место уже не одну сотню лет), наверняка привлечет новые сотни паломников и туристов. Самое большое в России изображение Будды стало еще одним туристическим брендом Бурятии, о котором сообщили мировые и российские СМИ.
Феномен покруче?
Однако в самой Бурятии это событие вызвало в определенной степени ревность и беспокойство лам, относящихся к крупнейшему в республике религиозному объединению буддистов - Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР). Главой Сангхи (санскрит. - "община") является харизматический лидер большей части буддистов Бурятии Пандит хамбо-лама Дамба Аюшеев, которого власти в Москве воспринимают как главу в целом российских буддистов.
Немного истории. Напомним, что к БТСР относится целый ряд буддистских религиозных объединений (смешанных в этническом отношении) в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России. Сам хамбо-лама Дамба Аюшеев, как представитель буддистов России, входит в Межрелигиозный совет при президенте России, вхож в высокие кабинеты в Кремле и сам часто принимает в своей резиденции в Иволгинском дацане близ Улан-Удэ ведущих политиков страны, в том числе, президентов России, а также многочисленных российских и мировых селебрити.
Среди священников-лам Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев пользуется непререкаемым авторитетом, не имея (на сторонний взгляд) даже потенциально равных соперников или конкурентов в борьбе за власть.
Расчистив поляну от внутренних угроз, сам хамбо-лама Дамба Аюшеев в последние годы серьезно увлекся переводами и изучением священных книг буддизма, ярко проявляя себя, в том числе, и как религиозный реформатор.
Изменения в практике местных буддистов, которые произошли по инициативе хамбо-ламы, касаются прежде всего возведения в ранг святых буддизма XII-го хамбо-ламу Бурятии Даши-Доржо Этигэлова, "драгоценное нетленное тело" (эрдэни мунхэ бэе) которого ныне пребывает под неусыпным надзором лам-хранителей тела в специальном дворце на территории Иволгинского дацана, где установлен режим наблюдения и хранения со строгим соблюдением определенных условий температуры и влажности.
"Феноменом Этигэлова", тело которого не разлагается после физической смешрти уже почти 90 лет, интересуются ученые из разных стран мира. Он привлекает в Иволгинский дацан многочисленных паломников и туристов, а также статусных личных гостей Пандит хамбо-ламы Дамбы Аюшеева.
О бурятских святых
Кроме того, в последние годы БТСР активно внедряет у себя культ предшествующих Дамбе Аюшееву бурятских хамбо-лам, институт которых появился на территории этнической Бурятии в середине XVIII века при императрице Елизавете, с возникновением автокефальной буддистской церкви в Российской империи, отдельной от буддистов Монголии.
Официально учреждены "святые места", связанные с жизнью предшественников XXIV Пандит хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. В особенности, первого хамбо-ламы бурят-буддистов Восточной Сибири Дамба-Доржо Заяева, основателя Цонгольского дацана. В честь первого хамбо-ламы на юге Бурятии создается большой буддистский комплекс. Процесс сакрализации института бурятских хамбо-лам проявляется в установлении на месте их рождения ритуальных ступ (субурганов), разработан паломнический маршрут по "святым местам" нового культа.
Отметим, что не все предшественники Дамбы Аюшеева удостоились чести быть причисленными, так сказать, к "лику святых". И хотя сам глава БТСР официально числится 24-м по счету хамбо-ламой, в настоящее время установлен только 21 субурган в память о предшественниках.
Дело в том, что двое из них, 67-летний XXII хамбо-лама Жамьян Шагдаров и 55-летний XXIII хамбо-лама Чой-Доржи Будаев, ныне здравствуют, возглавляя каждый свою независимую от Сангхи общину.
Ты буддист и я буддист...
Так Жамьян Шагдаров, при котором начинал свою деятельность в Бурятии тибетский учитель Еши Лодой Ринпоче, возглавлял Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) России с 1992-го по 1993-й год, сегодня возглавляет общину буддистов "Тэгчен" в Улан-Удэ.
А Чой-Доржи Будаев, свергнутый Дамбой Аюшеевым в 1995 году с поста главы ЦДУБ России, является его естественным конкурентом. Первоначально Чой-Доржи Будаев обвинял нынешнего хамбо-ламу в заговоре и узурпации власти в ЦДУБ, а после перерегистрации этой организации в БТСР, некоторое время был одним из лидеров ЦДУБ, воссозданного ушедшими от Дамбы Аюшеева оппонентами. Затем он формально возглавлял Объединение буддистов Бурятии, в которое вошли несколько независимых общин буддистов. Все это время Чой-Доржи Будаев является председателем общины "Ламрим" в Улан-Удэ.
Заметим, что большинство буддистских общин в Улан-Удэ, включая общины "Ламрим" (Чой-Доржи Будаев), "Тэгчен" (Жамьян Шагдаров), "Дхарма" (Нимажап Илюхинов), дацан "Ринпоче Багша" (Еши Лодой Ринпоче), относятся к одному направлению буддизма - школе гелугпа ("желтошапочников"), к которой принадлежит действующий Далай-лама.
Ни по характеру вероучения и обрядности, ни по отношению к главным духовным авторитетам (основателю школы Цонкапе, тибетским Далай- и Панчен-ламам, монгольским Богдо-Гэгэнам, учителям прошлого), ни по методам духовной практики и даже по внешнему виду ламы в этих общинах друг от друга ничем не отличаются. Основная проблема сообщества буддистов в Бурятии заключается в том, что у них сейчас нет одного общепризнанного лидера.
В других же регионах России (Калмыкии, Тыве, Республике Алтай) существуют региональные религиозные объединения буддистов, которые возглавляют свои авторитеты в статусе хамбо-лам. Хотя исторически (в имперское и советское время) все буддисты в России формально подчинялись Пандит хамбо-ламе буддистов Восточной Сибири.
Именно на основании этого нынешний XXIVПандит хамбо-лама БТСР Дамба Аюшеев и претендует на роль лидера всех буддистов страны.
И если в районах Бурятии в буддийской среде сейчас доминируют приверженцы Буддийской традиционной Сангхи России и ее лидера, то в столице республики соотношение влияния на население разных религиозных объединений буддистов далеко не в пользу Дамбы Аюшеева.
Комплекс на Лысой горе
Такое положение закрепилось со строительством в начале 2000-х годов крупного религиозного и образовательного комплекса "Ринпоче Багша" в Улан-Удэ, расположенного на Лысой горе, самой высокой точке города. Напомним, что построен этот комплекс был при содействии бывшего президента Бурятии Леонида Потапова, чьи отношения с Дамбой Аюшеевым испортились после скандала с вывозом знаменитого Атласа тибетской медицины в США.
В то же время самому Еши Лодой Ринпоче удалось привлечь к строительству дацана "Ринпоче Багша" значительные спонсорские средства со стороны представителей власти и бизнеса. Покрытая сусальным золотом бронзовая статуя Будды Шакьямуни в дацане на Лысой горе в Улан-Удэ считалась какое-то время "самым большим Золотым Буддой в России". До установления такой же статуи большего размера в комплексе "Золотая обитель Будды" в столице Калмыкии Элисте.
В любом случае с появлением в Улан-Удэ крупного религиозного центра "Ринпоче Багша" значительное количество горожан-буддистов считают себя прихожанами этого дацана, что серьезно ударило по человеческим и финансовым ресурсам БТСР.
Особенностью последователей Еши Лодой Ринпоче в Бурятии являются их тесные связи с сообществом тибетских лам в Индии и других странах мира, подчеркнутое поклонение действующему Далай-ламе XIV как воплощению бодхисаттвы Авалокитешвары (бур. Арьяа Балаа), земному воплощению милосердия и сострадания всех Будд, в том числе, последнего четвертого Будды Шакьямуни.
Секретное оружие
С другой стороны, глава БТСР Дамба Аюшеева с преданными ему ламами довольно прохладно относятся к деятельности тибетского сообщества в Бурятии, делая упор на поклонение своим бурятским святым.
Еще в ходе возведения конкурентами дацана на Лысой горе (строительство началось в 2000 году) Дамба Аюшеев явил миру свое "секретное оружие" - тело XII Пандит хамбо-ламы Даши-Доржо Этигэлова (бур., монг. этигэл - вера, надежда; варианты написания фамилии - Итыгилов, Итигелов, Итигэлов, Этигэлов). "Феномен Этигэлова" в 2002 году обошел все мировые СМИ, поразил общественность и ученых, а Иволгинский дацан снова стал местом скопления большого числа паломников и верующих.
Долгое время внимание общественности привлекали акции специально созданного "Института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова", который систематически занимается изучением и популяризацией "феномена", привлекает ученых и экспертов, проводит научно-практические конференции, издает научно-популярную литературу, снимает фильмы, содействует созданию художественных произведений о Даши-Доржо Этигэлове.
Сам Дамба Аюшеев уже несколько лет в Твиттере и Фейсбуке в ежедневном режиме передает "послания" хамбо-ламы Этигэлова "граду и миру". Эти "послания", по словам самого лидера БТСР, ему каждый день приносит главный хранитель "драгоценного нетленного тела" лама Бимба Доржиев. Считается, что Бимба-лама имеет постоянную связь с хамбо-ламой Этигэловым "на тонком уровне" и сам записывает на бурятском языке эти послания. Вот пример "послания".
- 26 декабря, 24 день. Президент Путин говорит ламе: "Нам еще кое-что нужно". Хамбо Лама определил: "Надо сделать это еще лучше и красивее", - говорит одна из записей в изданной в 2015 году брошюре с посланиями "Учение Хамбо Ламы Этигэлова".
Такие события вокруг "нетленного тела", как и периодические ритуалы с выносом тела из дворца, а также постоянные визиты к нему сильных мира сего способствуют подогреванию интереса к теме "Лама жил. Лама жив. Лама будет жить".
Чье святое место?
Однако в ходе сакральной войны соперники иногда перехватывают инициативу. Так появление в Хоринском районе Бурятии, вблизи одного из старейших в Бурятии Анинского дацана (относится сегодня к БТСР) самого большого в России изображения Будды Шакьямуни, сделанного по инициативе Еши Лодой Ринпоче, вызвало серьезное беспокойство в стане Дамбы Аюшеева.
Решают эту проблему просто. Сразу же после освящения Еши Лодой Ринпоче изображения Будды на горе Баян-Хонгор, ширетуй (настоятель) Анинского дацана лама Легцог Дарижапов обратился к администрации Хоринского района и Республиканскому агентству лесного хозяйства с просьбой передать земли, на которых расположено это святое место, в безвозмездное пользование или в долгосрочную аренду Анинскому дацану. При этом высеченное в скале гигантское изображение настоятель назвал "рисунком".
- На территории Хоринского района сделали рисунок Будды. Но это место исторически имеет тонкую связь с Анинским дацаном. Наши ламы испокон веков проводили все богослужения и ритуалы на этом месте. Но особая ценность этого места в том, что шестой ширетуй Анинского дацана Дулзын-Дамба Жамбаев провел там 20 лет в медитации, освятил эту гору и те аршаны (источники с целебной водой - ред.), которые рядом с ней находятся, - сообщил лама Легцог Дарижапов в интервью телекомпании ГТРК "Бурятия".
По словам настоятеля Анинского дацана, Пандит хамбо-лама Дамба Аюшеев еще два года назад приказал ему предпринять действия для того, чтобы юридически "застолбить" землю вокруг горы Баян-Хонгор за приходом Анинского дацана, к которому исторически относились все близлежащие культовые места.
Кроме того, в социальных сетях сегодня распространяется некое письмо-поддержка прихожан Анинского дацана, в котором часть верующих поставили свои подписи под следующим текстом: " Мы полностью поддерживаем деятельность Анинского дацана и не желаем присутствия на территории Хоринского района иных буддийских религиозных организаций, объединений, общин и центров".
Хотя ламы БТСР все же понимают, что ограничить посещение этого святого места буддистами других общин, не относящихся к "епархии" Дамбы Аюшеева, вряд ли удастся.
- Ула (гора - ред.) Баян-Хонгор, где нарисована статуя Будды, находится в лесном массиве и по закону Российской Федерации, мы не имеем права устанавливать запреты для верующих, которые будут приезжать туда молиться, - говорит лама Легцог Дарижапов.
Тем не менее, эта акция, которую некоторые верующие-прихожане дацана "Ринпоче Багша" назвали "выходкой", явно имеет целью установить приоритет лам БТСР на проведение своих молебнов на этом культовом месте.
Тело перемещается
Еще одной новостью, возможно, предназначенной некоторым образом сбалансировать негативный эффект от невольного конфликта вокруг святого места в Хоринском районе, а также отвлечь внимание СМИ от "самой большой в России статуи Будды", стала очередная сенсация из дворца "вечно живого" хамбо-ламы Этигэлова.
Глава БТСР Дамба Аюшеев на своей личной странице в Фейбуке опубликовал снимки с камер видеонаблюдения во дворце Этигэлова, на которых запечатлены, якобы, его перемещения.
"Хамбо-лама Этигэлов передвигается по дворцу!" - эта новость в первые же часы своего появления в социальных сетях переместилась в российские СМИ и разлетелась по миру.
Сам же Дамба Аюшеев в это время публикует все новую информацию о "чуде" и активно его комментирует, общается с френдами, сам подбрасывая дрова в огонь жгучего любопытства пользователей соцсетей и читателей электронных изданий.
Отдадим должное. Пока эта новость явно затмила собой событие, которое произошло месяц назад у горы Баян-Хонгор и дала преимущество Дамбе Аюшееву в этой сакральной войне со своими оппонентами. Как говорится, секретное оружие в действии.
Чем же ответят его соперники, и удастся ли ламам БТСР, что называется, под шумок застолбить за собой и самую большую в России статую Будды?