Последняя «рыбалка на Байкале»? Аэропорт Улан-Удэ рискует снова испортить мозаики
В бурятских СМИ вновь поднялась тема судьбы мозаик в аэропорту Улан-Удэ. Речь идет о четырех масштабных панно, созданных в 1983 году к 60-летию Бурятии известным архитектором и художником Джейраном Улановым.
Уникальные мозаики из смальты под названиями «Бурятия», «Байкал», «Космос» и «История авиации» украшали интерьер центрального зала старого терминала аэропорта. Многие годы они являлись своеобразной визитной карточкой воздушной гавани, знакомя прибывающих гостей с культурой и историей края.
Но время не щадит даже камень. В 2021 году Уланов, решивший запечатлеть свои творения для готовящейся к 70-летнему юбилею персональной выставки, с ужасом обнаружил, что три из четырех мозаик изуродованы. В них прорубили двери, навесили полки и рекламные вывески. Нетронутой осталась лишь одна работа — «Космос», которая, к слову, экспонировалась в Третьяковской галерее.
«Не было никакого другого выхода, кроме как сделать технологическую дверь», — самодовольно заявил тогда журналистам гендиректор аэропорта «Байкал» Дмитрий Гармаев. Ведь мозаики, дескать, не имели статуса объектов культурного наследия и никаких охранных обязательств. Хочу — берегу, хочу — ломаю. Позиция, увы, слишком типичная для руководства авиагавани.
Однако дело не только в юридическом статусе. Даже не являясь памятниками, эти произведения представляют огромную художественную и историческую ценность. Они являются частью культурного кода Бурятии, отражением целой эпохи. Небрежное отношение к ним — это неуважение к собственной истории и традициям.
Повреждение мозаик произошло втихаря от автора и общественности. Джейрана Уланова даже не поставили в известность заранее о планах реконструкции, хотя речь шла о буквальном уничтожении его многолетнего труда. Все решили кулуарно, без лишнего шума. Видимо, руководство аэропорта опасалось общественного резонанса и обвинений в вандализме, так что люди узнали о случившемся, увидев последствия реставрации собственными глазами.
Да, бизнес есть бизнес. Частному инвестору, получившему аэропорт, важна прибыль и окупаемость вложений. Ему нет дела до советских мозаик, какими бы красивыми они ни были. Но ведь аэропорт — это лицо города и республики, туристы по нему судят о местной культуре, истории, самобытности.
В конце июля 2024 года испорченное панно «Байкал» перенесли в строящийся новый терминал. «Наши бурятские мастера воссоздадут утраченный фрагмент», — бодро рапортует Гармаев. Сейчас об изменениях предусмотрительно сообщили заранее. Только вот незадача — новодел, каким бы качественным он ни был, уже никогда не заменит оригинальное авторское творение.
В настоящее время судьба панно находится в руках подрядчика «Спектрум», который строит новый терминал аэропорта. В лучшем случае уже в сентябре можно будет оценить то, как советские мозаики будут выглядеть в современном здании и останутся ли они в целости после новых манипуляций.
Фото: Спектрум