Битва между Дьяченко и актерами Театра имени Бестужева: победителей нет
После увольнения Сергея Левицкого с должности художественного руководителя Русского драматического театра Улан-Удэ верные ему актеры продолжают находиться в оппозиции к новому худруку Вячеславу Дьяченко. Но, очевидно, он хитер и использует эмоциональность актеров, которые иной раз ведут себя совсем безумно, для избавления театра от старой труппы, чтобы заменить ее на знакомых старых ребят из Москвы. И все это с подачи минкультуры Бурятии. Но в итоге противники оказались в патовой ситуации.
Возможность провести своих актеров могла стать главным предметом торга с министром культуры Соелмой Дагаевой, чтобы Дьяченко сразу же согласился на руководящую должность в театре Улан-Удэ. Но зачем ему менять столицу на провинцию и переманивать к себе людей, с которыми он работал ранее? Ответ на этот вопрос связан с ультрапатриотичным до кретинизма образом Дьяченко, который ранее не отличался таким прогосударственным рвением.
Ношение футболки с Z на работу, оскорбления либералов — это не только способ защитить себя от государственной машины репрессий и получить полную господдержку, но и эффективные манипуляции, которым поддались многие актеры Русдрамы. После отставки Левицкого они буквально осиротели, но «отчима» не приняли и возненавидели. Эти эмоциональные детишки начали дискредитировать себя неэтичной активностью, считая, что так они смогут завладеть театром. Разумеется, эта идея обречена на провал, и актеры лишь окончательно подтолкнули старый добрый Русский драмтеатр к гибели, к процессу, который начался по вине Соелмы Дагаевой.
Дьяченко даже не пришлось стараться, чтобы заставить уволиться Шувалова, Полянскую, Доржиева. Кажется, и сам Левицкий не одобрил бы методов по типу самоувечий, потому что это выглядит слишком топорно и безумно. Пытаясь так прямо и бессовестно манипулировать зрителями, актеры лишь попались в ловушку манипуляций худрука, запланировавшего отсидеться в глубинке в столь беспокойные времена.
Обе стороны играют на публику, но умнее и хитрее оказался московский гость. С репутацией патриота ему открыты все пути: гастроли по России, приглашения, активная господдержка и так далее. Это очень ценно во времена, когда одно неверно сказанное слово, неправильно понятая постановка может стоить всей карьеры. Кроме того, и Соелма Дагаева, которую информационно атакуют из-за якобы антироссийски настроенных родственников, проживающих в Америке, сможет заявлять перед федеральным начальством, что в ее ведомстве нет никакого инакомыслия.
Гибкий подход к актерам, договоренности между руководством театра и сотрудниками привели бы к окончанию конфликта в Русдраме. Это нормально для культурной сферы, где требуется гибкость и самостоятельность. Но эти меры не приносят пользу и даже вредят, когда фактически главный начальник театра — министр культуры Соелма Дагаева — показывает свою беспомощность и опирается на неповоротливую бюрократию.
Напомним, бывшего худрука Русдрамы Сергея Левицкого уволили не 24 февраля 2022 года. Практически месяц он, не подбирая слов, высказывался по поводу известных событий в социальных сетях. И ни в театре, ни в культурном бомонде Бурятии его не осуждали до определенного момента.
Известно, что своенравный и гордый Левицкий клал заявление об увольнении на стол Дагаевой каждый раз, как ему что-то не нравилось, и Соелма Баяртуевна, нервно хихикая, упрашивала звездного режиссера не делать поспешных решений. Поиск компромиссов и попытка усидеть на двух стульях в итоге вели к тому, что тогда за все выходки Левицкого, а сейчас — за выходки актеров — во многом достается директору театра Наталье Светозаровой. Но Левицкого все же уволили, и неугодных актеров, очевидно, ждет та же судьба. Потому что по-другому непоследовательный минкульт не умеет.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Ранее на Бабре:
Перспективы Русдрамы сомнительны. Немного об уходе Барташевича
«Актеры — не женщины легкого поведения». Открытое письмо артистов Театра имени Бестужева
Фото: grdt.ru