Лоскутный человек. Зорикто Доржиев как главный художник Бурятии прямо сейчас
Эпоха Даши Намдакова завершилась, теперь главный – Зорикто Доржиев. Это видно по культурной повестке – пока Даши тянется к мирскому и занимается развитием своего этнопарка в Забайкалье, вся осень была за Зорикто – и выставка в Москве, и коллаборация с брендом в ноябре. Его картины сегодня ценятся среди самых дорогих произведений искусства, их можно найти в галереях и частных руках по всему миру, даже у президента Владимира Путина.
Зорикто Доржиев — бурятский художник, заслуженный художник республики. В 1996 году он окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусств, а в 2002 году с отличием окончил Красноярский государственный художественный институт (сейчас – Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского). После выпуска художник стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств отделения “Урал, Сибирь, Дальний Восток” под руководством А. П. Левитина в Красноярске. Зорикто Доржиев является участником множества региональных, всероссийских и международных выставок.
Признан художник и в сфере моды. Зорикто Доржиев в коллаборации с известными компаниями выпускает коллекции одежды. Последняя из них – “Sansara” с московским брендом “Katami wear”. Закрытый премьерный показ коллекции состоялся 18 ноября. На одежде используются принты известных картин мастера, например, из проекта “Теория хаоса”.
В московском центре дизайна “Артплэй” в сентябре прошла персональная выставка Зорикто Доржиева “Лоскутный Человек”. В экспозицию вошли живопись, скульптуры, граффити, а также цифровые объекты: видеомаппинг и невзаимозаменяемые токены. Экспозиция транслирует впечатления мастера от общества информационного века, в которой на виду у всех смешивается реальность и фантазия, личное и общественное, внешнее и внутреннее.
⠀
“Лоскутный Человек” — это особый лабиринт, в котором гротескные образы гримас фантастических персонажей, похожие на воображаемые ландшафты или волшебные двери в далёкие измерения, соседствуют с авантюрными сюжетами будто бы из неизвестных фентези и неснятых аниме в виде картин, скульптур, цифровых произведений и граффити.
Зорикто Доржиев, путешествую по стране и миру, не забывает о родном крае и молодых талантах Бурятии. Например, он провёл мастер-класс на церемонии открытия выставки “Шэдитэ орон”, которая состоялась 1 декабря. Художник до мелочей разобрал работы каждого участника, рассматривая цвет, раскадровку, динамику , анатомические особенности, художественные приёмы.
Очевидцы отзываются о Зорикто Доржиеве как о тихом, немногословном человеке, но его всегда будоражат разговоры о компонентах творческого процесса. Его мало волнуют светские разговоры, но он несказанно рад видеть на выставке своих старых друзей, идущих за ним по пятам из города в город.
Зорикто Доржиев при своём активном творческом образе жизни успевает интересно вести соцсети. Инстаграм художника, состоящий из фотографий картин и семьи, видеозаписей с мероприятий, имеет более 16 тысяч подписчиков.
В работе с этнической темой мастер использует современные художественные приёмы. В этом смысле особенно интересно его тяготение к стрит-арту. Выражается оно по-разному. Так одна из самых запоминающихся картин - бурятский мальчик-райтер.
Он одет в традиционную повседневную одежду, но половина лица скрыта под банданой, а в руке – баллончик аэрозольной краски. Фигура лишена внутреннего напряжения, поставлена уверенно. Видно, что мальчишка исполнен решимости. Перед зрителями действительно уличный художник, а не хулиган с баллончиком.
Кроме того, в работах мастера обращают на себя внимание потёкшая краска, неоднородность техник. Иногда Зорикто Доржиев использует ткань для драпировки нарядов на своих картинах, при этом нередко брызгая на неё в основном холодными красками – смотрится сурово, сухие цвета, “подмороженная” гамма, эти приёмы несомненно добавляют урбанизма даже в самые экзотические произведения.
Свой творческий процесс мастер описывает так: “Я прихожу в мастерскую, завариваю чашку чая, просматриваю кисточки, сажусь перед чистым холстом очень чинно и планирую сделать всё, как я задумал – передо мной лежит эскиз. Но в итоге, с каждым часом, с каждой минутой – это всё превращается в хаос. Приходишь домой испачканный с ног до головы, в краске – и стены, и занавески. И только на следующий день принимаешься за работу снова.
Однако даже “хаос” в работах Зорикто Доржиева выглядит ровно, гармонично и сглаженно. Даже намеренные вкрапления экспрессии видятся в его картинах как рациональный и выверенный ход. Все смотрится минималистично, временами даже нарочито сдержанно.