Бурятскую журналистку Евгению Балтатарову раскритиковали за интервью о расизме русских
Бурятская журналистка и блогерка Евгения Балтатарова, чьи высказывания МВД проверяет на признаки экстремизма, 3 сентября дала интервью “Новой газете” о возможном уголовном преследовании, борьбой с колониальным прошлым и расизме русских. Публикация вызвала скандал в телеграм-сообществе, которое обвинило журналистку в разжигании межнациональной розни.
Евгения рассказала о судебных разбирательствах с МВД Бурятии из-за ролика, в котором она сообщила о похищении и избиении 17-летнего подростка полицейскими в Баунтовском районе. Полиция подала в суд на блогерку после отказа Следственного комитета возбуждать уголовное дело. Она связала это с тем, что глава МВД Бурятии Олег Кудинов хочет удержаться на своём посту, поэтому с помощью иска решил “заткнуть рот” журналистке.
Также Евгения поведала о допросе по поводу признаков экстремизма в её видеоролике о расизме в России. Она не дала никаких показаний, опираясь на 51 статью Конституции России. Сама же проверка началась, якобы, по заявлению от анонимного гражданина. “Есть вариант, что кто-то залетный посмотрел ролик и оскорбился за русскую нацию, но судя по тому, как полицейскому были нужны мои показания, мне показалось, что дело инициировали «эшники»”, – подчеркивает журналистка.
Поводом для видеоролика стал скандал в Москве, когда две женщины оскорбили буряток из-за их внешности. Новость разлетелась по федеральным и региональным СМИ и спровоцировала публичную дискуссию в интернете.
Кроме того, Евгения обсудила историю российского колониализма, о котором также говорилось в скандальном ролике: “Нас завоевала более развитая к тому времени нация, причем развитая только в военном плане, потому что, судя по запискам того времени, в бытовом плане все жили в одинаковом, грубо говоря, говне”. Она отметила, что опасалась публично рассуждать на такую тему, но жажда выразить своё мнение оказалась сильнее страха.
Рассуждая о русском расизме в отношении бурят, журналистка подчеркнула, что бурятский народ давно ассимилирован в русскую культуру, и единственное, что отличает их от титульной нации – внешность и бытующие стереотипы про неумение пить и “дядю Баира”. “У нас есть русский язык, у нас есть российское образование, и мы могли бы конкурировать в Москве за должности и рабочие места, но мы не можем, потому что нам страшно туда ехать. Конечно, многие уезжают на свой страх и риск, но сталкиваются с проблемами, а в общей массе мобильность бурят очерчена только нашим регионом.”, – рассказала Евгения.
Спустя время после публикации интервью журналистки начали обвинять в лицемерии и подталкивании к беспорядкам. Так, телеграм-канал “Таёжный привал” посчитал, что интервью следует проверить на публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России (статья 280.1 УК РФ). Многие негативно отреагировали на слова о “русских кварталах” в Улан-Удэ.
Канал “Приемная дяди Баира” порассуждал о том, что российский колониализм – это некий ответ на монголо-татарское иго. Оба явления отмечаются насилием, но, по мнению автора канала, о них нужно рассуждать с позиции исторического времени, и сейчас не следует ссориться из-за былых времён. Канал “БурКОПсоюз” призвал Евгению перестать разжигать межнациональную рознь и “хайпить” на провокативных высказываниях.
“Журналист, провоцирующий межнациональную рознь, в принципе должен стать нерукопожатным у всех уважающих себя представителей этой профессии. Представители бурятской интеллигенции (если они ещё остались), историки, ученые, а не только правоохранительные органы должны выступать и реагировать на подобные заявления, которыми не только хайпуют, но и реально разжигают”, – отметил телеграм-канал.
Сама Евгения ответила критикующим, что её слова вырывают из контекста, как, например, с “русскими кварталами” – фраза имела ироничный подтекст.