Сценарий развития
Иркутские документалисты возвращают любовь зрителей.
Анатолий Шевченко и Татьяна Жиндаева рассказывают о кинематографических планах студии |
Восточно-Сибирская студия кинохроники была создана в 1930 году. В 1940-х открылись ее корреспондентские пункты в Якутии, Бурятии, Туве, Красноярском крае и Читинской области. Съемки проводились не только в Сибири, но и на всей территории СССР и даже за рубежом. Архив студии насчитывает тысячи километров уникальной кинолетописи. Сейчас эти кадры показывают на иркутском телеканале «АИСТ». В то же время документалисты начали готовить новые выпуски легендарного киножурнала «Восточная Сибирь», которые будут демонстрировать не только в областном центре, но и в эфире 16 районных и городских телекомпаний региона.
Бирюза неба перетекает в аквамарин воды, белоснежные льдинки на краю берега искрят солнечными зайчиками, а на древний серый камень зачем-то приземлилась густо-красная стайка божьих коровок. Эта симфония красок, исполненная в одном кадре, – лишь фрагмент будущего музыкально-видового фильма Восточно-Сибирской студии кинохроники «Байкальская сюита». Оператор Анатолий Мельников просматривает отснятые планы за монтажным пультом и по ходу замечает: для того чтобы этот кадр был столь выразительным, пришлось проявить сноровку, ведь божьи коровки в любой момент могли упорхнуть, солнце – скрыться в облаках, а вода – изменить цвет.
– Снимать Байкал сложно – он всегда красив, но очень изменчив. И поэтому хочется запечатлеть все подряд. Однажды на Ушканьих островах мы потратили пять кассет видеопленки на съемку нерп – то они валяются на солнышке, то плещутся в тумане. Работать нужно очень быстро. Раз на Малом Море, в местечке Зундуки, я, забравшись на гору, разговаривал по сотовому телефону с коллегой. Вдруг вижу: внизу, в распадке, медведь. Говорю товарищу: «Подожди, тут медведь идет. Я его сниму и перезвоню». Вообще, на Байкале медведю легче встретить нас, чем нам – медведя, – улыбается Анатолий.
Вместе со своим напарником, журналистом и охотоведом Дмитрием Слободчиковым, несколько лет подряд они готовили телепередачу «С чистого листа» на «АИСТе». Сейчас ведут работу над новыми проектами уже в ранге сотрудников Восточно-Сибирской студии кинохроники. Опыт, полученный на телевидении, помогает авторам в подготовке фильмов. Дмитрий Слободчиков говорит, что они уже давно привыкли ночевать неделями на снегу, убедились, что чудеса на Байкале не редкость, а статистика, научились замечать все нюансы живой природы.
– Фильм называется «Байкальская сюита». Как известно, сюита состоит из небольших музыкальных фрагментов. Наш фильм тоже состоит из фрагментов: из капель дождя и первых снежинок, солнечных бликов, жухлой осенней листвы… Множество мелких, казалось бы, незначительных деталей образуют огромную и уникальную экосистему под названием Байкал. Мы попытались это передать.
Не так давно Дмитрий и Анатолий работали над документальной лентой «Здесь зарождается жизнь», возвращающей нас к размышлениям на тему уникальности Байкала. Авторы пытались найти ответ на вопрос, почему это Священное озеро так неповторимо, и даже привели интересную гипотезу о том, что Байкал находится в узле особого энергетического каркаса планеты. По мнению некоторых ученых, именно в таких местах Земли зарождались и новые формы жизни, и древние человеческие цивилизации.
Так же, как «Байкальская сюита», этот фильм был сделан на средства Министерства культуры РФ. Студия кинохроники представила сценарии на конкурс и выиграла гранты на изготовление документальных лент.
– Зрителей заинтересовал фильм. К нам на студию обращается немало людей с вопросом, где его можно приобрести на диске. В ближайшее время мы планируем получить в Москве прокатное удостоверение, тогда ленту можно будет тиражировать и продавать, – рассказывает директор фильма «Здесь зарождается жизнь» Анатолий Шевченко.
Он известный звукорежиссер, работает на студии кинохроники уже более 30 лет. За это время легендарное творческое объединение пережило немало трудностей и в какой-то момент оказалось на грани исчезновения. Когда у студии сменился собственник, она начала возрождаться. Сейчас в эфире телеканала «АИСТ» идут ежедневные показы уникальных архивов иркутских документалистов, получающие живой отклик зрителей. Мало того, здесь снова взялись за изготовление киножурнала «Восточная Сибирь». Причем показывать новые выпуски будут не только в областном центре:
– Мы заключили договоры с 16 районными телекомпаниями. Они будут размещать проекты студии кинохроники в своих эфирных сетках и взамен предоставлять нам интересные видеоматериалы с мест. Кроме этого, телекомпании смогут размещать рекламные фильмы, изготовленные у нас. Вырученные за это деньги должны помочь им выжить в наши сложные времена, – считает генеральный директор ООО «Продакшн Компани «Восточно-Сибирская студия кинохроники» Татьяна Жиндаева. – Формат у нас несколько иной, чем на телевидении. Там много насилия, криминала, и положительная информация на этом фоне практически незаметна. Мы же помним слова Михаила Загоскина: «Сейте разумное, доброе, вечное». Например, третий выпуск киножурнала рассказывает об Иркутском ортопедическом институте – уникальном учреждении, образованном на базе эвакогоспиталя в 1946 году. Другой сюжет посвящен музыкальной школе N 5 Иркутска, которая недавно переехала в новое здание, красивое и просторное, – настоящий храм искусства.
Впрочем, от острых проблем иркутские документалисты не отворачиваются. На студии кинохроники был подготовлен специальный выпуск киножурнала, посвященный закрытию БЦБК. В нем использовалась архивная хроника – от начала строительства комбината до последних митингов рабочих.
Но все-таки визитной карточкой Восточно-Сибирской студии кинохроники остаются большие документальные проекты. Сейчас здесь планируют отправить заявки в Министерство культуры РФ на соискание грантов для новых фильмов. Кстати, у претендентов из других городов часто нет возможности показывать готовые проекты. Благодаря сотрудничеству с ТК «АИСТ», а теперь и с районными телекомпаниями, Восточно-Сибирская студия имеет большой шанс вернуть любовь зрителей всего Приангарья.