Лимонов всё-таки приедет в Иркутск
О ситуации вокруг предстоящего приезда Эдуарда Лимонова в Иркутск в подробностях и комментариях.
Итак, организаторы фестиваля поэзии на Байкале решили пригласить писателя и поэта Эдуарда Лимонова. Автор «Эдички» приглашение принял. Ну, так и здорово, что принял: в Иркутске у него немало поклонников, а он ни разу у нас не был. Организаторы фестиваля разослали релизы, сверстали программу, расписали, кто где будет выступать, и тут прозвенел первый тревожный звоночек.
Галина Солуянова, директор культурного центра Вампилова, с которой уже была договоренность по поводу выступления Лимонова, вдруг дала задний ход, заявив, что не может «пускать в дом Вампилова неприличных людей». На каком основании Галина Анатольевна сделала вывод о неприличности автора одного из лучших романов XX века, так и осталось загадкой. На телефонные звонки директор не отвечает, говорят — она уехала отдыхать. Жаль, хотелось бы ее спросить: «А вы точно уверены, что Вампилов, будь он жив, не пустил бы Лимонова на порог? А вдруг — наоборот?» Вампилов был человеком несистемным, и можно представить, что он лично вызвался бы покатать Лимонова на лодке по Байкалу. Почему нет?
Впрочем, организаторы особо не расстроились и тут же нашли другое помещение. Но тут последовал второй тревожный звонок, на этот раз из виртуальных просторов. На портале «Бабр» появилось письмо, исполненное обличительного пафоса времен перестройки 80-х годов. Авторы письма Дмитрий Таевский и Виталий Диксон потребовали назвать имена инициаторов приглашения Эдуарда Лимонова в Иркутск: «Вам не стыдно? Не совестно? Не жутко ли — загонять осиновый кол в переделкинскую могилу основателя Фестиваля, в саму фестивальную идею и, наконец, в саму писательскую организацию, подошедшую к черте раскола и самоуничтожения?» Эдуард Лимонов в этом письме назван «провластным провокатором-псевдооппозиционером» и «спецпропагандистом», имеющим к поэзии весьма далекое, «из туманной юности», отношение.
Один из подписантов, Дмитрий Таевский, сообщил по телефону, что в принципе не против приглашения Лимонова в Иркутск, но против его участия в фестивале в качестве почетного гостя.
— Фестиваль основал Анатолий Кобенков, а у Лимонова определенная политическая репутация. Говорят, он хороший писатель, но Гитлер, например, был хорошим художником, и что? Вряд ли Гитлера пригласили бы в этом качестве на какое-нибудь биеннале. Политическая репутация Лимонова подавляет творческую репутацию. К тому же сейчас он выступает на стороне власти. Лимонов мне скучен как писатель и неприятен как политик, — такой приговор Лимонову вынес Дмитрий Таевский.
Итак, слова сказаны, письма написаны... В этом месте по закону жанра должна повиснуть тяжелая пауза. Ибо общественность — это страшная сила.
Вспоминается история, когда в Иркутск должен был приехать с гастролями театр Романа Виктюка, но негодующая общественность нажала на какие-то таинственные кнопочки, и спектакль пришлось срочно переносить в Ангарск. И уж если спектакль смогли завернуть, то завернуть одного писателя не самой могучей комплекции — это вообще пара пустяков.
Но на этот раз вроде бы обошлось: Лимонов приедет.
Но сам факт писем и отказов поднимает важный вопрос: могут ли политические воззрения художника являться препятствием для встреч со слушателями? Да, Лимонов может не нравиться, и книги его могут вызывать неприятие. А многие лимоновофобы даже и книг его не читали, но берутся клеймить по принципу «Я Пастернака не читал и читать не собираюсь, но осуждаю...». Как признался «Пятнице» один почтенный представитель творческой интеллигенции Иркутска, подобная литература претит ему своим натурализмом. Ну, не Окуджава, что поделаешь, и не милый сердцу граждан Акунин.
Многим ненавистны политические воззрения Лимонова. Особенно тем, кто гордо называет себя либералом. Лимонов для них как заноза в одном месте: каких только собак они на него не навешивают, обвиняя то в фашизме, то в антисемитизме, то в экстремизме, то в лояльности к Путину. Как писала Ольга Матич, профессор из университета в Беркли: Лимонова русская интеллигенция «полюбила ненавидеть». При этом, что удивительно, та же интеллигенция буквально готова на руках носить экс-вице-премьера РФ Альфреда Коха, который на своей странице в «Фейсбуке» называет русских мужчин «отбросами цивилизации» и «трусливыми подонками» и почти через каждое слово использует маты и глаголы, обозначающие физиологическое действие, связанное с опорожнением кишечника. Но это никого не возмущает! Не вызывает отвращения.
На это все можно сказать одно: пассионарные личности вообще редко кому нравятся. Лимонов подчеркнуто игнорирует общественное мнение, эпатирует, провоцирует и наслаждается произведенным эффектом. Он больше, чем писатель, и больше, чем политик, это целое явление. Человек, который в юности решил стать героем своего романа и стал им. Родился в провинциальном Харькове, уехал в Москву, потом — эмиграция, где он мог бы остаться навсегда, живя в довольстве, но Лимонов предпочел вернуться в нищую и голодную Россию, основал НБП, отправился воевать в Сербию, вернулся — попал в тюрьму, вышел — занялся политикой, выдвигал свою кандидатуру в президенты России, далее «Стратегия 31», снова аресты…
А какие талантливые и красивые женщины были рядом с ним! Наталья Медведева, Елена Щапова, Екатерина Волкова... То есть готовый сценарий для будущего байопика, и, кстати, говорят, что режиссеры уже проявляли интерес. А роман французского писателя Эммануэля Каррера о Лимонове стал международным бестселлером и получил массу престижных наград. Не говоря уже о том, что книги самого Лимонова расходятся по всему миру миллионными тиражами.
К нему невозможно оставаться равнодушным: можно либо любить таким, какой он есть, либо ненавидеть. Но так обычно и бывает с выдающимися людьми. Да и было бы невообразимо скучно, если бы все писатели сидели себе чинно с постными физиономиями и говорили исключительно правильные и политкорректные вещи. Эдуард Лимонов тем и хорош, что — другой.
Письмо от Лимонова
«Дорогой Андрей Сизых (член оргкомитета)!
Довожу до Вашего сведения, по Вашей же просьбе, что приеду на Ваш почтенный фестиваль исключительно с целью пропаганды моих стихов и прозы. А еще, чтобы познакомиться с регионом. Поскольку я как-то прожил в Красноярске целую зиму, собирая материалы для книги, бывал я и в Новосибирске, и в Барнауле, а вот до Иркутска не добирался. И конечно же, меня интересует чудо природы, — Байкал.
Успокойте своих товарищей, никаких политических жестов я делать не собираюсь.
К тому же, если они не знают, я проповедовал воссоединение Крыма и Донбасса с Россией еще в 1992 году и в 2014-м приветствовал присоединение Крыма, и приветствую независимость Донбасса. Поэтому чего они там у Вас всполошились, я решительно не понимаю. У меня есть расхождения с властью в области внутренней политики, но я никому своих взглядов не навязываю.
Короче, пусть не дергаются. Они придумали себе Лимонова, которого не существует в природе. В жизни я очень вежливый и даже старомодно вежливый человек.
Привет Вам, жму руку. Ваш Эдуард Лимонов».
Слово ведущему
Представлять бунтаря и вечного оппозиционера в Иркутске будет блогер, доцент ИГУ Сергей Шмидт. Он признался, что с юности является большим почитателем Лимонова как писателя и человека. Более того, у Сергея до сих пор хранится письмо от Лимонова, которое тот написал ему в середине девяностых годов:
— Я думаю, что Лимонов — если не лучший, то самый ЦЕПЛЯЮЩИЙ писатель и поэт современной России. «Лучший» — это суждение вкуса, а «способность зацепить» — это вполне себе объективно оцениваемый показатель. И скажу главное. Лимонов цепляет как поэт и писатель, а не как политик. Его политические взгляды разделяют многие — я, например, разделяю его взгляды с самого что ни на есть перестроечного 1989 года (с 18-летнего возраста). Но его взгляды принадлежат не только ему, не имеют отношение только к нему, их разделяет множество людей. И то, что эти взгляды разделяет такой мегаталант, как Лимонов, напрягает всех, кому эти взгляды чужды.
Блогосфера о конфликте
Подавляющее число комментаторов в сети «Фейсбук» высказалось однозначно: писатель имеет право иметь свое мнение. И то, что это мнение совпадает с позицией официальной власти, не может являться причиной отрицания у этого писателя таланта.
Владимир Демчиков, иркутский импресарио и блогер, провел интересную параллель с Валентином Распутиным, который за долгую жизнь много чего наговорил и подписал. «Но когда-то он написал несколько пронзительных повестей на очень хорошем русском, — пишет Владимир, — и это — перевешивает, это почему-то важнее. Вот писатель Лимонов. Та же история: отличные жесткие книги, написанные на уверенном русском — и отвязная дичь в жанре политического высказывания. Но все равно отличная проза придает этой цельной картинке под названием «Лимонов» писательский и человеческий объем».
По мнению блогера, всякому мало-мальски понимающему в литературе человеку совершенно очевидно, что Эдуард Лимонов — один из крупнейших русских писателей XX века. И без его автобиографических романов никакая история этой литературы невозможна, нравится это кому-то или нет. Он очень необычный и интересный поэт. В общем, это, безусловно, большая удача, что его удалось заполучить в Иркутск.
Аркадий Перенов, поэт: «Лично я еду послушать Лимонова, а то, что он за Крым, говорит о том, что он вменяемый человек. А поэт он необычный, с горячей кровью, штучный, таких мало».
Андрей Сизых, поэт, президент культурно-просветительского фонда «Байкальский культурный слой»: «Лимонов — один из немногих русских писателей имеющих имя не только в русской литературе, но и в мировой».
Писатели о Лимонове
Юрий Мамлеев, писатель, драматург, философ, называет поэзию Эдуарда Лимонова шедевром, который идет от глубокой русской традиции, в котором сочетаются и глубокая традиция, и авангард.
Писатель и поэт Дмитрий Быков говорит о Лимонове как об авторе нежнейших и трогательнейших книг во всей новой русской литературе. «Может быть, кого-то отпугивал в свое время невинный эпатаж «Эдички» и «Дневника неудачника», но ведь отпугнуть он может только ханжей и остолопов, не понимающих, что для выражения своего отчаяния и своей невыносимой любви писатель волен пользоваться любыми красками. Лимонов написал лучшую исповедальную прозу восьмидесятых, лучшие авангардные стихи семидесятых, лучшую публицистику девяностых. Неужели никто в стране еще не понял, что писателя следует судить по особым меркам?»
Эммануэль Каррер, французский писатель, автор бестселлера «Лимонов», удостоенного многих престижных премий: «Лимонов — прекрасный писатель и интересный мыслитель». «В 2006-м я приехал в Москву делать репортаж об убийстве Анны Политковской. Я познакомился со многими людьми, которые знали Политковскую. Это были демократы, российские правозащитники. И я был очень удивлен, узнав, что в этой среде у Лимонова была куда лучшая репутация, чем я себе представлял…».
Наконец, Иосиф Бродский, икона российских интеллектуалов: «Лимонов — поэт, который лучше многих осознал, что путь к философическим прозрениям лежит не столько через тезис и антитезис, сколько через самый язык, из которого удалено все лишнее».