Жизнь и смерть великой Чио‑Чио‑сан. К юбилею Марии Биешу
Я раз и навсегда выбрала театр на своей родине и не жалею об этом.
Мария Биешу
Её неповторимое бельканто покорило мир, но многочисленные премии и государственные награды не помогли спастись от бедной старости и побороть смертельную болезнь.
3 августа исполняется 85 лет со дня рождения великой оперной певицы, лауреата Ленинской премии и Государственных премий Молдавской ССР и СССР, Героя Социалистического Труда, народной артистки Советского Союза Марии Биешу.
Будущая сопрано мировой оперной сцены родилась 3 августа 1935 года в бессарабском селе Волинтирь (Волонтировка) Королевства Румынии (с 1947 года территория Молдавии). После окончания школы поступила в Сельскохозяйственный техникум, где тут же начала активно участвовать в художественной самодеятельности.
В 1955 году, услышав голос редчайшего по красоте тембра и невероятной выразительности на одном из смотров, жюри направило девушку на учёбу в Кишинёвскую государственную консерваторию, куда будущую звезду приняли без вступительных экзаменов. Спустя пять лет выпускной государственный экзамен закончился приглашением Марии в труппу главного театра республики – Молдавский театр оперы и балета (сейчас Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу).
Взлёт карьеры Марии Биешу был стремительным. Уже через три года после окончания консерватории юная певица становится заслуженной артисткой Молдавской ССР и отправляется на стажировку в «Ла Скала». Спустя ещё три года её повышают до народной артистки Республики, а в 1970‑м 35‑летней молдавской звезде присваивают высшее творческое звание огромной страны – «Народная артистка Советского Союза».
Судьба легендарной певицы уникальна. Мария Биешу получила все возможные награды и премии и стала исполнительницей с мировым именем, всю жизнь прослужив в провинциальном (по большому счёту, конечно) Театре оперы и балета Кишинёва. В отличие от подавляющего большинства звёзд советской оперы, на сцену Большого театра Союза ССР Биешу выходила лишь в качестве приглашённой певицы, отказываясь от многочисленных предложений о переезде в Москву.
Репертуар «молдавского бельканто» содержал все основные партии из репертуара драматического сопрано: Татьяна, Лиза, Иоланта, Земфира, Настасья, Тоска, Аида, Абигайль, Адриана, Дездемона, Недда, Норма, Мими, Турандот, Амелия, две Леоноры – в «Трубадуре» и в «Силе судьбы».
Но главной в жизни выдающейся исполнительницы стала партия Чио‑Чио‑сан в опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».
В 1967 году на Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии Марии Биешу был присвоен титул «Лучшая Чио‑Чио‑сан мира», который певица гордо пронесла через всю жизнь и который закреплён за ней по сей день.
Голосу советской оперной примы рукоплескала публика всех главных мировых площадок – от миланского «Ла Скала» до нью‑йоркской «Метрополитен оперы». Сольные концерты Биешу с успехом проходили по всей планете – от Японии и Австралии до Кубы и Западного Берлина.
Огромной популярностью пользовалась и камерная музыка в исполнении певицы, будь то старинная западноевропейская музыка, романсы русских классиков или произведения молдавских композиторов.
Мастерство Марии Биешу было отмечено множеством государственных наград, среди которых два ордена Ленина, ордена «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, Ленинская и Государственная премии.
Ну а после распада Советского Союза Мария Биешу вновь предпочла остаться в родной Молдавии. Без миллионов поклонников, без сберкнижки с хранящимися на ней госпремиями, без повышенной пенсии Героя Социалистического Труда, которым она стала за год до трагических для страны событий.
Пока оставались силы, легендарное сопрано спасали гастрольные поездки и участие в жюри престижных вокальных конкурсов. Однако ближе к концу жизни певица с мировым именем и почётный гражданин Кишинёва боролась с заработанным на концертах для ликвидаторов чернобыльской катастрофы в Припяти лейкозом, получая скромную молдавскую пенсию и дотацию по болезни.
Скончалась Мария Биешу 16 мая 2012 года в кишинёвской больнице в возрасте 76 лет. Её похоронили на Центральном кладбище молдавской столицы. С задней стороны надгробного памятника оперная примадонна изображена в своём легендарном образе Чио‑Чио‑сан.
Фото: Василий Малышев / sputnik.md, socialistii.md, pomnipro.ru