Жила-выживала девочка в фашистском логове
В прокате – «Война Анны», жуткая натуралистическая притча, в которой практически не звучит человеческий голос (если и звучит, так немецкий или украинский; по-русски – ни слова), а в кадре преимущественно один-единственный участник – 9-летний ребенок. Картина идет недолго, но для иного зрителя окажется такой же пыткой, как для заглавной героини ее вынужденное сидение в четырех стенах под самым носом у супостатов.
Фашисты порешили еврейских жителей украинской деревни – в живых случайно осталась одна только 9-летняя Анна. Выбравшись из-под груды трупов, она бежит к соседям, но те сдают ее в немецкую комендатуру. Там Анне удается скрыться в камине. И теперь ей предстоит много-много суток проводить по одному и тому же шаблону: днем прятаться, а по ночам выбираться на поиски прокорма.
«Войну Анны» снял не Бондарчук, не Лебедев, не Сидоров и не Мегердичев, а ровно наоборот – Алексей Федорченко, известный такими фильмами, как «Первые на Луне», «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Те, кто что-то из упомянутого видел, враз уразумеют, что от этого Федорченки и в случае военной драмы следует ждать чего-нибудь особенного. Недруг скажет: «подлянки», друг: «нестандартного подхода». И правы окажутся оба.
Подход нестандартный, да, куда уж нестандартнее: человеческий детеныш поселился в закутке у нелюдей, жрет крыс и голубей, жажду утоляет еще более ужасными способами – словом, выживает как может и этим неминуемо доводит зрителя, воспитанного на более привычном (и приличном) военном кино, до белого каления. Так что пресловутую подлянку во всем этом тоже немудрено увидеть, ибо есть темы, на которые совестно эпатировать. Но ежели очень уж хочется, то, конечно же, можно.
И посмотреть сию киношку вполне можно, особливо если вы охочи до гиперреализма. Только не ждите от нее духоподъемности, которой любят злоупотреблять другие авторы фильмов про выживание – вроде «127 часов». Работа Федорченко куда ближе к наиболее радикальным советским картинам. Там тоже часто бывали скупы на слова, но жестоки на действие, как, например, в «Совести» 1969 года, еще одной военной драме с украинским уклоном. И своя дивная героиня там имелась – правда, лет на десять постарше Анны. Все ж таки тему измывательств над детьми даже постановщики заведомо «полочного» кино остерегались эксплуатировать.