Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

9595

30.08.2017, 16:46

Киноархив-1977: Кто наиболее удачно экранизировал «Ревизора»? Конечно, великий Гайдай!

40 лет назад был снят фильм «Инкогнито из Петербурга».

Если предыдущую работу Гайдая – блистательный альманах «Не может быть!» (1975) по мотивам Зощенко – допустимо назвать слегка недооцененной, то «Инкогнито из Петербурга» – картина, недооцененная преступно. Это не только максимально «кинематографичный» «Ревизор» (Гайдай никогда не снимал ни фильмов-спектаклей, ни телевизионных фильмов) – это «Ревизор» предельно аутентичный, истинно гоголевский.

Российская империя, 1830-е годы. В уездном городишке случайно оказывается оставшийся без денег петербургский вертопрах Хлестаков (Сергей Мигицко). Местные чиновники-взяточники, взбудораженные ожиданием ревизора, долженствующего приехать инкогнито, принимают за важную и опасную для них персону именно Хлестакова. Городничий (Анатолий Папанов) приглашает недоросля в свой дом, городничиха (Нонна Мордюкова) строит ему куры, а перепуганные местные идиоты, состоящие на госслужбе, усердно «одалживают» петербуржцу значительные суммы… В подтексте этой почти водевильной историйки достается на орехи всей России, а пуще всего – Николаю Палкину, по его собственному признанию.

Во время съемок Сергею Мигицко было 23 года, то есть ровно столько же, сколько и гоголевскому Хлестакову.

Гайдай снял на тот момент всего лишь вторую в нашей стране киноверсию бессмертной гоголевской комедии (первой был фильм Владимира Петрова, вышедший в 1952 году и больше похожий на очередной киноспектакль). Режиссер, несомненно, понимал, что, перенося на пленку произведение из школьной программы, трудно будет снискать по-настоящему большой успех у зрителя. В этом смысле «Инкогнито из Петербурга» был для Гайдая осознанным шагом назад. И одновременно, пожалуй, самым смелым экспериментом в его творчестве: скрестить хрестоматийную классику с собственным эксцентрическим стилем – кто еще решился бы на такое?

Но если бы Леонид Иович знал заранее, под какой прессинг со стороны кинематографического руководства попадет эта картина по завершении работы над ней, он, возможно, и не взялся бы за Гоголя. Во всяком случае перспективы экранизировать Салтыкова-Щедрина или Лескова уже не увлекали Гайдая, как только он убедился, что дореволюционная сатира – даже более «труднопроходимый» на экраны материал, чем сатира советских авторов. Произведения Ильфа и Петрова, Зощенко, Булгакова все-таки жестко привязаны к тому времени, в которое были написаны, тогда как склонный к обобщениям и прозрениям Гоголь бичевал пороки, вечно актуальные для России – что царской, что советской, что постсоветской.

Впрочем, Гайдаю зачастую действительно удавалось протаскивать на экраны очень острые вещи – в этом смысле мало кто еще из советских режиссеров столь же часто рисковал, а тем более выходил сухим из воды после подобных рисков. Гайдаю это удавалось почти два десятилетия подряд. «Инкогнито из Петербурга» стал вторым (после «Жениха с того света» 1958 года) и последним его фильмом с несчастливой судьбой.

Гайдай не сомневался, что не найдет лучшего Хлестакова, чем Олег Даль, но последний от роли отказался. И это одно из самых досадных упущений в истории советского кино!

Однако все неприятности обрушились уже на полностью готовую картину. А работал над ней Гайдай, как всегда, с энтузиазмом и без давления с чьей-либо стороны. Лишь когда «Инкогнито» было закончено, фильм подвергся безжалостной вивисекции. «Все сцены, которые я не механически переносил из пьесы, а творчески обогащал, осовременивал, полетели в корзину», – сокрушенно рассказывал об этом сам режиссер.

Но даже в порезанном виде фильм «Инкогнито из Петербурга» был и остается по сей день наилучшей экранизацией «Ревизора». Здесь максимально возможное для экранизации классической пьесы количество натурных съемок, традиционно бойкий гайдаевский монтаж, зажигательная зацепинская музыка и вереница блистательных актеров, играющих в едином эксцентрическом ключе.

Одно удовольствие наблюдать за тем, как Гайдай буквально в каждом эпизоде стремится расцветить, оживить и предельно визуализировать упоительный гоголевский текст. Так, в сцене хлестаковского хвастовства Мигицко произносит надлежащие слова из пьесы: «На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз», – а пальцами в то же время показывает, что этот фантастический плод, стоящий целое состояние, оказывается, был величиной с горошину. Любитель неслыханных литот и гипербол Гоголь наверняка одобрил бы такое прочтение своего шедевра.

«Инкогнито из Петербурга». Режиссер: Леонид Гайдай. СССР, 1977

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

9595

30.08.2017, 16:46

URL: https://babr24.net/?IDE=164420

bytes: 4672 / 4499

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Талибо-российский «Афганфильм». Всё, что против Запада, – не пахнет?

Представители радикального движения «Талибан», захватившего власть в Афганистане в августе текущего года, запрещённого во многих странах мира (в том числе и в России), правительство которого не признанного легитимным ни одним государством, 20 октября беспрепятственно перемещались ...

Филипп Марков

КультураМир Россия

7674

23.10.2021

Уикенд на троих: Веном, Бонд и семейка Адамс поделили кассу

Лидеры прошедшего уикенда в российских кинотеатрах предсказывались легко. Интригой был лишь вопрос, кто из них займёт первое место, в частности, сможет ли премьерный мультфильм «Семейка Адамс: Горящий тур» обойти блокбастеры «Веном 2» и «Не время умирать».

Филипп Марков

КультураРоссия

4920

22.10.2021

Величие трагических концов. Лучшее от сказочника-реалиста Евгения Шварца

У нас такие тайны – обхохочешься. Евгений Шварц Названия его пьес украшают афиши многих российских театров, а фильмы, снятые по его пьесам и сценариям вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

6699

21.10.2021

Байкал без «Звёзд». Иркутск показал Мацуеву большой фестивальный кукиш

Закрывая в феврале текущего года XV фестиваль «Звёзды на Байкале», его художественный руководитель Денис Мацуев попрощался с иркутянами до осени.

Филипп Марков

КультураИркутск

45825

20.10.2021

Блогнот. Стихотворения для детей на бурятском языке

Два года назад состоялся разговор с Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым о бурятском языке. Он предложил мне написать методическое пособие по изучению бурятского языка для детей младшего возраста. Я отказался, так как я не специалист в этом деле.

Андрей Светлов

КультураОбществоБурятия

4304

20.10.2021

Утончённая жертва соцреализма. Жанне Болотовой – 80!

Если бы она родилась в другой стране или в другое время, то, несомненно, играла бы Джульетту, Офелию, Мерседес и Эсмеральду.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

15224

19.10.2021

Сумасшедшие «Пилигримы»: садитесь в центре

А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка? Николай Гоголь Нормальных людей в хмурый пасмурный вечер 2 октября на сцене иркутского Дома актёра не было.

Филипп Марков

КультураИркутск

11331

18.10.2021

Видео дня. «Бэтмен»: перезапуск 2022

Кинокомпания Warner Bros. Pictures опубликовала трейлер нового фильма «Бэтмен», с которого стартует перезапуск серии о легендарном супергерое. Режиссёр – Мэтт Ривз. В главной роли – Роберт Паттинсон.

Филипп Марков

КультураМир

9928

18.10.2021

Дворянский голос советских мартышек. К юбилею Зинаиды Нарышкиной

Кто бы из русских дворян знатного рода Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I Наталья Кирилловна, мог подумать, что их прямая потомица будет зарабатывать на жизнь озвучиванием ворон, сов, мартышек и прочих птичек и животных в стране победившего социализма… 17 октября исполняется 110 лет ...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

9062

17.10.2021

Ура, мы не едем в Братск! «Хорошие новости» от Музыкального театра

Иркутскому музыкальному театру впору позаимствовать у мультфильма «Семейка Адамс: Горящий тур» слоган «Снова не рады видеть вас», немного его перефразировав. Например, «Снова рады не видеть вас». 16 октября группы театра в соцсетях начали утро с новостей, по мнению администратора, хороших.

Филипп Марков

КультураИркутск

16440

16.10.2021

По-братски: «Веном 2» и «Не время умирать» поделили кассу уикенда

По итогам очередного уикенда на российских экранах воцарилось двоевластие. Практически с одинаковым результатом – 382,4 миллиона и 362,8 миллиона рублей соответственно – прокат возглавили триумфатор прошлого уикенда «Веном 2» и новинка франшизы о Джеймсе Бонде «Не время умирать».

Филипп Марков

КультураРоссия

10903

15.10.2021

Что такое буккроссинг, и как это работает в Красноярске?

Порой на книжных полках скапливается огромное количество чтива. Давно прочитанные книги не обязательно выкидывать, им можно найти нового хозяина. Как? — С помощью буккроссинга. Это международное общественное движение, которое занимается обменом книг между разными людьми.

Леся Клис

КультураОбществоОбразованиеКрасноярск

10210

15.10.2021

Лица Сибири

Якубовский Владимир

Клюкин Александр

Коновалов Валентин

Шагин Андрей

Базархандаев Амгалан

Перетолчин Владимир

Качан Надежда

Оланов Андрей

Каньков Олег

Распутин Алексей