Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

6141

06.06.2016, 16:36

Киноархив-1961: Забытая комедия про йети

55 лет назад вышла уникальная советская вампука «Человек ниоткуда» – третий фильм Эльдара Рязанова, который постигла та же участь, что и первый фильм Гайдая («Жених с того света») и четвертый фильм Данелии («Тридцать три»). «Человек» был выпущен в прокат буквально на несколько дней, а затем полностью снят с него на десятилетия. Неисповедимы пути советской цензуры: столь печальная участь почему-то постигла наименее зубастую из сатирических лент Рязанова.

Не на шутку задавшись вопросом «существует ли снежный человек?» молодой ученый Владимир Поражаев (Юрий Яковлев) отправляется в горную антропологическую экспедицию. Случайно ударившись головой, из черно-белого мира он попадает в цветной, где уже вовсю поют и пляшут «снежные люди», оказавшиеся людоедами. Перехитрив дикарей, Поражаев спасается из плена вместе с наиболее трогательным каннибалом Чудаком (Сергей Юрский), которого ученый затем доставляет в Москву.

«Считают эти старики, что погребли нас ледники, но мой народ не вымер – свидетельствуй, Владимир!» – замечательно пел на «очень ученом совете» довольно безголосый Юрский

Мало кто знает, что СССР был едва ли не единственным государством в мире, которое в свое время на полном серьезе озаботилось надуманной проблемой «снежного человека». Еще в 1958 году была создана Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке», деятельность которой, к счастью, вовремя прикрыли.

Но кинематограф, понятное дело, не мог смотреть на то, как серьезные ученые дядьки отбирают его хлеб. Буржуйская «утка» о снежных людях была заведомой прерогативой наиболее массового из искусств – и особенно такого его популярнейшего жанра, как кинокомедия.

В 1961-м (год выхода гайдаевских нетленок «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики») еще сравнительно молодой, но уже довольно знаменитый режиссер Эльдар Рязанов подыскивал материал для своего третьего фильма, надеясь в этот раз всласть порезвиться на поле трюкачества и эксцентрики. Тут-то ему и попался в руки сценарий будущего автора «Покровских ворот» Леонида Зорина под названием «Человек ниоткуда».

Сценарий был несколько литературным и искусственным, но уж больно соблазнительной оказалась сама его тема. Ученый привозит из научной экспедиции «снежного человека», который оборачивается благородным дикарем и невольно разоблачает изрядно испорченные столичные нравы. Синопсис, чего греха таить, лакомый, на такое зритель пойдет не глядя, – вполне справедливо рассудил Рязанов.

Ну а там, где подкачал сценарист, ситуацию должны были исправить превосходные артисты – будущие или уже состоявшиеся звезды. Фактически именно в этом фильме состоялись первые заметные работы в кино Сергея Юрского и Анатолия Папанова, а также второе сотрудничество Рязанова с юной, прелестной и пластичной Людмилой Гурченко.

Планам Поражаева неизменно стремится помешать гнусный брюзга Крохалев «и ему подобные» – всех их изображает Анатолий Папанов

Кроме того благодушному восприятию фильма должен был весьма поспособствовать сам его антураж – солнечная шестидесятническая Москва с ее ослепительными и по-хорошему открыточными видами. Столица предстала здесь таким же «лучшим городом Земли», как и в картине Данелии «Я шагаю по Москве», снятой двумя годами позже. А уж умопомрачительные панорамы, снятые с такого удивительного вида транспорта, как аэротакси, по сей день заставят любого, имеющего глаза, всплакнуть по эпохе, которую мы потеряли.

К несчастью, на картину взъелся секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов – тогдашний второй человек в государстве (кажется, ему всего-навсего очень не понравилась взлохмаченная и чумазая физиономия Юрского, афишами с коей была, как водится, увешана в канун премьеры вся столица). В итоге широкий зритель смог познакомиться с лентой лишь в 1988-м, когда ее повторно выпустили в прокат в числе прочего «полочного» кино.

И, пожалуй, более невинного и очаровательного в своей наивности произведения не запрещали еще нигде и никогда. У нас, что и говорить, была прекрасная эпоха.

«Человек ниоткуда». Режиссер: Эльдар Рязанов. СССР, 1961

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

6141

06.06.2016, 16:36

URL: https://babr24.net/?ADE=145585

bytes: 4176 / 4074

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Питерская Одетта Большого театра. К юбилею Людмилы Семеняки

Она напоминала фарфоровую статуэтку, которая оживала, чтобы предстать принцессой...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

12617

17.01.2022

«Серёжа очень тупой» не только в Томске

Громкий культурный полускандал в Томске со снятием со здания и рекламных стендов Драматического театра афиши спектакля «Серёжа очень тупой» получил продолжение в Пскове.

Филипп Марков

КультураРоссия Томск

12532

13.01.2022

Богиня на все руки. К юбилею Ренаты Литвиновой

А зачем надо быть в струе? Надо быть отдельно. Красивым водопадом. Рената Литвинова Актриса, сценарист, драматург, режиссёр, законодательница моды, икона стиля и просто Богиня...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

13542

12.01.2022

Колчак, Мюнхгаузен, Корчной... Константину Хабенскому – 50!

Плахов в «Убойной силе», Грин в «Статском советнике», Чичиков в «Деле о “Мёртвых душах”», Колчак в «Адмирале», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Виктор в «Географ глобус пропил», Меглин в «Методе», Корчной в «Чемпионе мира»...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

12931

11.01.2022

«Власть пса», Николь Кидман, Уилл Смит... «Золотые глобусы» раздали по‑тихому

Второй год подряд пандемия коронавирусной инфекции не позволяет организаторам в лице Голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA) провести церемонию вручения премии «Золотой глобус» в привычном формате.

Филипп Марков

КультураМир

16065

10.01.2022

Актриса на вес золота. Марине Неёловой – 75!

Труднее всего вообразить, чтобы кто‑то или что‑то могло испортить игру Неёловой. The New York Times Умные актрисы встречаются редко. Умные и красивые – ещё реже. Умные, красивые, остроумные и ироничные – буквально на вес золота.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

16337

08.01.2022

Рождественские Святки: запреты, приметы и обычаи

Вместе с празднованием Рождества Христова в православном мире стартовал святочный сезон — время, которое считается благоприятным для гаданий и предсказаний. Продлятся эти деньки до Крещения, которое празднуется верующими 19 января.

Алиса Беглова

КультураРелигияРоссия

11523

08.01.2022

Вампиро-кальмарные страсти. Рейтинги сериалов года

Проект «Кино Mail.ru» подвёл итоги прошедшего телесезона, опубликовав списки пяти зарубежных и пяти отечественных сериалов, вышедших на экраны в 2021 году и получивших наивысшие оценки пользователей проекта по «десятизвёздной» шкале.

Филипп Марков

КультураРоссия

13557

07.01.2022

Лучшая «Дюна» и популярный «Богатырь». Рейтинги фильмов года

Проект «Кино Mail.ru» подвёл итоги прошедшего киногода, опубликовав списки пяти лучших и пяти самых популярных отечественных и зарубежных фильмов, вышедших на экраны в 2021 году.

Филипп Марков

КультураРоссия

14512

06.01.2022

В Иркутской области подвели итоги работы партпроекта «Культура малой Родины» в 2021 году

Совещание в режиме видеоконференции по реализации федерального партийного проекта «Культура малой Родины» состоялось в региональном отделении партии «Единая Россия».

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

8697

06.01.2022

Эпоха балета. Юрию Григоровичу – 95!

Легенда, эпоха, мастер... Его имя знают ценители балета всего мира, а значение его творческой деятельности для России переоценить невозможно.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

20873

02.01.2022

Страдивари нашего экрана. Сергею Шакурову – 80!

«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Визит к Минотавру», «Друг», «Брежнев»...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

14896

01.01.2022

Лица Сибири

Сиенко Олег

Тюменцев Валерий

Никаноров Олег

Кара-оол Шолбан

Петров Валерий

Гуробазаров Баян

Серебренников Сергей

Варфоломеев Александр Георгиевич

Мищенко Артем

Бобков Игорь