"Рок-н-ролл мертв"
Вслед за Борисом Гребенщиковым Горан Брегович констатирует смерть рок-музыки в странах бывшего соцлагеря.
В 61 год Горан Брегович прекрасен. Музыкант приехал в Санкт-Петербург на несколько дней, чтобы вдоволь выспаться, "потусоваться", а заодно и представить на суд зрителей вторую часть своего нового альбома "Алкоголь" - "Шампанское для цыган".
Когда диск будет записан, Брегович не знает и сам. Однако, его отсутствие не помешало музыканту глотать огненный напиток в паузах между песнями, а после завершения концерта еще полчаса не уходить со сцены, потому что не весь цыганский репертуар вместился в отведенное организаторами время.
- Горан, почему в очередной раз "цыганщина"? Неужели рок-музыка больше не интересна?
- Потому что рок-н-ролл мертв. Как только в Югославии сменился политический строй, причин для протеста не стало. Но смерть рок-н-ролла - это общая беда для всех бывших коммунистических стран, не только для Югославии и России.
- Хотите сказать, что проблемы цыган для вас актуальнее, чем проблемы общества в целом?
- Пожалуй, что так. Во времена коммунизма я выходил на сцену с единственной целью: рассказать об общегуманитарных ценностях, которых не могло быть в коммунистическом государстве. Порой, и я, и мои друзья делали это необычным способом. Мой приятель, например, пел в белой униформе, переодетым в маршала Тито. Во второй части концерта он надевал повязку, какие носили в концентрационных лагерях. Сегодня эти воспоминания звучат по-детски, потому что существуют более актуальные проблемы.
- Например?
- Мне больно видеть, каким гонениям подвергаются цыгане во всей Европе. Их выселяют из Франции, Италии, Турции… Иногда мне кажется, что политики всего мира сговорились и пытаются доказать, что все проблемы человечества из-за цыган. Но это же не так: цыгане - это талант мира. Сложно найти более-менее серьезного композитора, на которого бы не оказала влияния цыганская музыка. В мире полно известных людей с цыганскими корнями: это и Мария Тереза, и Чарли Чаплин, и Элвис Пресли. Именно поэтому вторая часть альбома "Алкоголь" - "Шампанское для цыган" - это мой протест против сильных мира сего. Этот альбом - тост за талант цыганского народа, приносящий мне столько радости в жизни.
- Откуда такая симпатия к цыганам, вы же серб по национальности?
- Если ты занимаешься музыкой, можешь считать себя цыганом. Когда в пятнадцать лет я принес первую зарплату в дом, мой отец сурово спросил: надеюсь, ты не будешь заниматься этим цыганским ремеслом?! Он хотел сделать из меня скрипача, я же стал музыкантом, играющим в стриптиз-барах. В то время в этих заведениях собирался весь сараевский андеграунд, проходили выставки, устраивались перформансы. Но слишком больших доходов не было. Поэтому приходилось подрабатывать на стройке, торговать газетами.
- А как же совместное творчество с Кустурицей? Разве оно денег не приносило?
- Кустурица закончил кинематографический университет в Праге. А философией этого учебного заведения был постулат: только плохим фильмам необходимо музыкальное сопровождение, как костыль. Я же в то время был рок-звездой, не пишущей музыку к фильмам, поскольку подобная работа не давала ни заработка, ни славы. Эмир же предложил в качестве гонорара за музыкальное сопровождение к фильму "Время цыган" весьма скромную сумму. Пришлось писать музыку в подарок… Зато отсутствие денег с лихвой компенсировалось совместным распитием спиртных напитков. Невоздержанность в употреблении алкоголя была у меня еще до встречи с Кустурицей. К моменту нашего знакомства я видел голых женщин и выпил сливовицы больше, чем все ребята Югославии вместе взятые.
- По причине невоздержанности вы не можете закончить работу над альбомом "Алкоголь" уже много лет?
- Часть композиций пришлось перезаписывать, потому что даже я не смог бы выпивать под их изначальную аранжировку. А это плохо: алкоголь формирует иной взгляд на порядок вещей в мире. Без сливовицы я бы не стал философом: ни по образованию, ни по жизни. Жаль, в мое время философские факультеты готовили лишь преподавателей марксизма, а не мыслителей как таковых. Конечно, мне никто не мог запретить иметь собственное мнение на любой счет, но для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, приходилось жертвовать многим. Чтобы получить работу преподавателя философии, например, мне пришлось вступить в коммунистическую партию, дискутировать на партсобраниях.
- Философия сделала вас веротерпимым? Иначе чем объяснить ваш смешенный брак: вы - православный, жена - мусульманка.
- Мои родители были христианами: папа - католиком, мама - православной. Не могу ни за что ручаться, но почему-то уверен: мои бабушки по маме и по папе втайне окрестили меня в обеих церквях. Может быть поэтому для моих трех дочерей и Рамадан, и Рождество - одинаково любимые религиозные праздники?