Шоу должно продолжаться
Раз среди людей выбирать не из кого и незачем, будем выбирать зверушку — всей страной во время трехнедельной кампании под кодовым названием «Талисмания».
Выборы олимпийского символа Сочи-2014 — дело политическое, но идеологически безвредное (на первый взгляд). Поручили его, соответственно, Первому каналу, кандидатов представили ровно за три года до начала Олимпиады с размахом, близким к пародийному. Всюду успевающий Иван Ургант примерно так презентацию и провел — как нечто среднее между «Прожекторперисхилтон» и «Большой разницей», но имея в виду аудиторию программы «Время» и «Жить здорово!». Претенденты в лице медведей, зайчиков и прочих «национальных животных», а также сказочных персонажей несли с экрана несусветную ахинею и очень помогли ведущему в создании сюрреалистической атмосферы.
Если идея проведения зимней Олимпиады в субтропиках находится на грани абсурда, то и реализация должна соответствовать, что мы повсеместно и наблюдаем в разных проявлениях — от невероятного, астрономического роста затрат до смены начальников «Олимпстроя», происходящей с пугающей регулярностью (последняя произошла как раз в канун старта «Талисмании»).
От подготовки к Сочи-2014 никуда не деться, это как запланированное стихийное бедствие или просто как стихия — не мы придумали, но расхлебывать приходится всем.
К выборам официального талисмана отнеслись более чем серьезно — оргкомитет «Сочи-2014» впервые в истории олимпийского движения (что было подчеркнуто особо) предложил высказаться всем желающим, объявив всероссийский конкурс. Не знаю, как возглавляемое генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом компетентное жюри успело рассмотреть все поступившие за три осенних месяца 24 тысячи (!) работ, но общими усилиями были отобраны 10 образов, которые доводили до ума профессионалы-аниматоры (боюсь, с авторскими правами будут проблемы).
Если брать мировую практику, встречались талисманы и пострашнее. Мировая спортивная индустрия за последние десятилетия наплодила тьму разномастных уродцев, но, конечно, и вполне симпатичные персонажи попадались, в том числе и на Олимпиадах. Не обязательно это были медведи, львы, койоты и другие представители животного мира — встречались и компьютерные человечки, и пиктограммы.
Графический вариант эмблемы предстоящей Олимпиады (вполне удачный) в недрах Интернета породил головастика Зойча, который долгое время был лидером стихийного голосования, но не получил поддержки у жюри за отсутствием главных качеств — национального колорита, доброты и оптимизма (действительно, какой у головастика колорит и оптимизм?). Сообщество язвительно отозвалось еще одним любопытным предложением — проголосовать за пилу как за символ подготовки Сочи к Олимпиаде. Но даже если бы такая революционная идея прошла, термин «распил» применительно к традиционному плотницкому инструменту остался бы непонятен никому, кроме нас.
Не попали в финальную часть заодно с всенародным любимцем Чебурашкой (помимо правообладателей трогательному ушастику не повезло с тремя последними Олимпиадами, на которых он являлся символом сборной России) вполне безобидный и нейтральный Снеговик, а также Снегурочка, оставившая Деда Мороза в полном одиночестве. Снегурочка точно не помешала бы и Деду, и финальному конкурсу — как образ, отвечающий всем признакам народного персонажа, включающим и драматическое с ним прощание (все растает, в том числе и миллиарды).
Зато остались сразу два медвежонка — веселый белый, имеющий слабое отношение к Сочи, но очень похожий на знаменитого родственника из 1980 года, и подозрительно унылый бурый. В качестве правильных животных были также отобраны нагловатый леопард (кажется, его прототипом был зверь, которого погладил премьер-министр), очень пушистый зайчик и фаворит сочинского мэра — дельфинчик на лыжах, который абсолютно точно вписывается в абсурдистскую концепцию нашей субтропической Олимпиады. Птица снегирь попала в число кандидатов, очевидно, для разнообразия и еще потому, что у нее самые большие глаза, выражающие неподдельное удивление.
Дед Мороз скорее пугает, чем удивляет. Мешок с подарками отсутствует, а если Деда изобразить с разведенными в стороны руками, то это можно будет понять как «извините, что так получилось…». Солнце загадочно косит глазами, матрешка демонстрирует чуть ли не все зимние спортивные атрибуты, присутствует и тандем «человечка» и «снежинки» с полным отсутствием какого-либо национального колорита, но вполне понятный выросшим на компьютерной анимации детям.
Не густо, особенно с учетом изначального изобилия идей. Модная в последнее время тенденция использования традиционных символов аборигенов в случае с Сочи-2014 исключалась по причине сложностей с этими самыми аборигенами (в данном случае с черкесами и ближайшими соседями). Сказочные персонажи русского фольклора при всем их разнообразии тоже не приглянулись — очевидно, по причине неоднозначных ассоциаций, связанных с образами Ивана-дурака, Емели и прочих народных героев. Они еще пригодятся для выбора талисмана футбольного чемпионата мира-2018 и кучи других турниров рангом пониже, которыми осчастливили Россию ради ее же блага.
Народное мнение, как мне представляется, должно склониться к двум персонажам — вполне симпатичному морскому животному и белому медвежонку (бурый не прокатит независимо от ассоциаций, связанных с символом правящей партии). Я бы предложил помимо имеющегося шарфа водрузить на голову белого самый популярный (после матрешки) русский сувенир — солдатскую шапку-ушанку с красной звездой. Это сделает образ более зимним, а также напомнит о том, с кем на самом деле в Сочи будут иметь дело спортивные и иные конкуренты.
Завершить «Талисманию» обещают как финал «Евровидения». Но шоу выборами талисманов не закончится — им же еще имена придется давать.
От конкурса до конкурса — как-нибудь и до Олимпиады доберемся.