Представители конфессий готовы к диалогу со школой
Со следующего года в 18 регионах России в рамках эксперимента по внедрению в школах духовно-нравственных дисциплин ученики четвертых классов и их родители смогут выбрать, какой из шести предметов изучать: основы одной из четырех традиционных религий России (православие, иудаизм, ислам и буддизм), основы мировых религиозных культур или основы светской этики. О специфике преподавания новых предметов РИА Новости рассказал президент Российской академии образования (РАО) Николай Никандров.
- Николай Дмитриевич, каким, на Ваш взгляд, должен быть подход к преподаванию курса по основам религий?
- В первую очередь, важно избегать религиозного фундаментализма и воинствующего атеизма. Нельзя допускать, чтобы крайние точки зрения нашли свой путь в школы и умы детей. Всегда были и будут люди, которые готовы идти даже на смерть, если кто-то позволяет себе сомневаться в бытии Бога. Но есть и те, кто решительно выступают за то, что Бога нет, ибо доказать его бытие невозможно. А в такой области, как нравственность, мораль, религия, невозможно прийти к единому пониманию вопроса. Это должны понимать и учителя, и родители учеников, и остальные участники образовательного процесса.
- Понимают ли это представители конфессий, которые, так или иначе, будут вовлечены в формирование содержания новых курсов?
- Несколько месяцев назад я встречался с представителями различных конфессий, и обсуждение показало, что они готовы к диалогу не только с представителями образовательной среды, но и между собой. Никто из них жестко не отстаивал свою позицию как единственно правильную, более того – из уст патриарха Кирилла прозвучали слова о важности светской этики. Конечно, такой подход позволит конфессиям наладить сотрудничество со школой, без которого не обойтись при введении новых курсов – например, при подготовке учебников. Безусловно, сотрудничество возможно только в определенных рамках.
- Новые учебники по основам религиозных культур и светской этике пока не написаны. Планирует ли РАО участвовать в их создании?
- Уже написано множество работ по разным частям курса, но они пока никак не систематизированы. Первый учебник по основам православной культуры был написан еще восемь лет назад и с тех пор многократно дорабатывался и переиздавался. Скорее всего, подобная судьба ожидает и ту учебную литературу, которая разрабатывается к новому курсу различными учеными, в том числе представителями РАН и РАО.
Что касается основ светской этики, то в РАО уже много лет работает специальная лаборатория, где были разработаны учебники по этому предмету для всех классов, в которых довольно полно и подробно, без связи с какой бы то ни было религиозной культурой, рассматриваются вопросы нравственности. Но как бы ни был хорош учебник, по которому занимаются дети, главное – как ведет предмет преподаватель, какие акценты он расставляет.
- Какими должны быть учителя, чтобы акценты были расставлены правильно?
- В проекте Минобрнауки РФ говорится, что преподавание должны вести светские учителя, и я с этим полностью согласен. Даже если бы кто-то захотел найти достаточное количество компетентных представителей разных конфессий, чтобы обеспечить ими все школы, это не удалось бы. Но в класс должен приходить учитель, который интересовался бы предметом и был готов его преподавать с позиции терпимости к разным религиям, понимающий, какой вклад каждая религия вносит в воспитание и нравственность. Даже будучи атеистом, преподаватель должен будет постараться объективно рассказать о роли религий в жизни человека и общества.
- Сложно представить, что для каждого предмета школы смогут найти такого хорошего учителя. Как быть, если какую-либо религию в классе исповедует всего один ученик? Приглашать преподавателя только для него одного?
- Такие ситуации, конечно, будут возникать, ведь даже если школа и хочет пригласить специального преподавателя, у нее на это может просто не хватить средств. Такой урок даже не включишь в расписание, так как существуют нормативы, в соответствии с которыми группы, состоящей из одного человека, просто не может быть. В таком случае школьнику придется посещать или основы мировых религиозных культур, или основы светской этики, где упор не делается на какую-то определенную религию. Как вариант можно рассматривать и внедрение дистанционного обучения.
- Не приведет ли это к конфликтам в школах?
- В таких вопросах огромную роль играет влияние семьи и, в частности, родителей, которые должны объяснить ребенку, что такая ситуация сложилась не потому, что в этом регионе притесняют исповедующих какую-либо религию, а потому что таковы условия работы школы.
Вообще если ученику все правильно объяснят в семье, и учитель правильно построит обучение, то никаких конфликтов на межрелигиозной почве не будет. Они могут возникнуть, только если недовольство возбуждается искусственно, а такое, увы, возможно вне зависимости от изучения основ религиозных культур.
- Как, на Ваш взгляд, можно снизить риски при преподавании такого неоднозначного курса?
- Чтобы избежать рисков, нужно понимать, что задача этого курса - привить детям с самого раннего возраста толерантность и уважение к мнению другого в самом широком понимании и, в частности, в отношении религиозных взглядов его одноклассников и других людей, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. Именно такой подход будет способствовать тому, чтобы преподавание этого курса вносило свой вклад в духовно-нравственное воспитание школьников, о важности которого мы все так много говорим.
Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости