По следам наших пращуров
Экспедиция в Усть-Илимский район
Фольклорно-этнографические экспедиции Областного центра народного творчества и досуга направлены на реализацию региональной программы "Изучение и сохранение традиционной культуры Прибайкалья".
В начале июня фольклорно-этнографическая экспедиция направилась на Ангару в Усть-Илимский район. Ее маршрут пройдет главным образом по селениям Новый Кеуль, Невон, Эдучанку, а также сопряженные с Усть-Илимским районом селения вниз по Ангаре.
Цель экспедиции обследовать русские старожильческие селения в фольклорно-этнографическом плане, собрать предания, былички, легенды, сказы, зафиксировать обычаи, обряды, верования, еще пока бытующие сегодня. Определить типы застроек, предметы крестьянского быта, связанные с земледелием, охотой, рыболовством, традиции сельской общины (межличностные отношения, эстетические традиции данной местности). Выявить талантливых рассказчиков и носителей песенных жанров, мастеров художественных промыслов, выявить особенности устной речи старожилов Усть-Илимского края, дать характеристику особенностей их говоров.
Усть-Илимский район является одним из архаичных в этнокультурном отношении регионом Сибири, который отличается необыкновенным богатством явлений культуры.
- Первые русские в Усть-Илимских землях появились в I половине XVII века, о чем свидетельствуют исторические документы, - рассказывает руководитель экспедиции кандидат филологических наук, заместитель ОЦНТиД по науке Галина Медведева, - в которых сообщается, например, о том, что якутские воеводы В. Пушкин и К. Супонев в 1645 г. пошли по берегам р. Илима "против Тушамы речки по обе стороны 3 елина.., а меж ними пашенные земли...", где можно было разместить, по их мнению, более 50 человек. Пятидесятник И. Похабов сообщал в 1661 г. енисейскому воеводе характер земель: "Тут место самое лучшее, угожее для пашен, и скотинный выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко".
Чтобы создать деревню, надо было отыскать подходящую лесную полянку (елань), расширить ее, вырубив лес, выкорчевать пни и кустарники, подготовить пашню, поставить жилье, - так характеризует особенности старосибирского уклада Галина Медведева. - Эти работы требовали большой затраты сил. Поэтому хозяйство в деревнях сибирских первопоселенцев зачастую имело складнический характер.
Научных специалистов будет интересовать и детский фольклор: условия его бытования, возрастные характеристики их слушателей, их манера исполнения сказок, в каком возрасте ребенок слышит первый раз страшилки, чем характеризуется своеобразие репертуара страшилок данного населенного пункта, эмоциональная атмосфера исполнения. Потешный фольклор (словесные игры, молчанки, голосянки, подпевки, скороговорки, небылицы-перевертыши). Игровой фольклор. Традиционные ролевые игры. Современное поэтическое творчество детей.
Одним словом, русскую культуру ангарских селений с их трехсотлетней историей и предстоит изучить научным сотрудникам ОЦНТиД.
Особенно это необходимо сделать сегодня, потому что стремительно исчезают с лица земли деревни, уходят из жизни люди старшего поколения - носители традиционной культуры и нарушается преемственность поколений.
Задача собирателей фольклора - застать эту культуру в ее живом выражении и зафиксировать обычаи, верования, еще бытующие сегодня.