"Публичный скандал" в театре "Дар"
Накануне десятого – юбилейного – сезона театр "Дар" подарил иркутянам новый спектакль "Как мы любили друг друга". Премьера состоялась 2 июня на камерной сцене музыкального театра.
В мире пьеса итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии Дарио Фо больше известна под названием "Свободная супружеская пара". О чем она? О супружеской паре, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной? Но только ли? Для режиссера Валентина Васильевича Зверовщикова это прежде всего спектакль о свободе:
– Что такое свобода? Можно ли вообще быть свободным? Ведь это не так уж просто и безобидно, как кажется, потому что одна свобода наступает на какую-то другую. И ведь за все время существования человечества не придумано никакой лучшей модели жизни, чем семья. Вот об этом искушении свободой, которое существует всегда, и говорится в пьесе.
Супруги Мамбретти, герои пьесы, темпераментно сводят счеты, самоутверждаются с помощью свободной любви, годами терзают и мучают друг друга, нередко угрожая самоубийством. При этом они не в состоянии прекратить опостылевшие отношения. Возможно, они все еще любят? А может быть, в каждом из них живет собственник и палач одновременно?
Постоянный поиск "болевых точек", как и следовало ожидать, заканчивается фатальным исходом. Жанр своего произведения Дарио Фо определил как публичный скандал в одном действии. Что это: площадная комедия, триллер для домашнего просмотра, как говорит Игорь, или смешная трагедия, как говорит Ольга? Каждый зритель, наверное, должен определить для себя сам, потому что происходящее на сцене в этом спектакле становится личным делом каждого. Таков уж камерный театр – хочешь ты того или нет, но остаться не вовлеченным в театральное действо просто не получится.
Актеры постоянно провоцируют зрителя на общение. Это спектакль для "безответственного" зрителя, которому дозволено выкрикивать реплики из зала и пересаживаться с места на место, и одновременно громадная ответственность для актеров.
– Когда в зале 1000 человек, – это одно, – объясняет Игорь, – а здесь 100 человек, и это совсем другое. Когда в камерном театре встанет и уйдет хотя бы один зритель, все остальные обязательно подумают, стоит ли им тоже здесь оставаться.
для "СМ Номер один"