Есть идеальный мир
Открылась юбилейная выставка Сергея Элояна.
Юбилейная выставка и юбилейный альбом иркутского художника Сергея Элояна, приуроченные к одному и тому же событию, юбилею автора, разошлись во времени: альбом слегка опередил выставку, презентация его прошла в феврале; выставка открылась накануне Дня Победы. Но то, что они тесно связаны между собой, - само собой разумеется: экспозиция собрала и показывает нам все или почти все, сделанное художником за два последние десятка лет, альбом, изданный иркутским издателем Геннадием Сапроновым, репродуцирует фактически те же работы.
Работы - это книжная графика и дизайн-проекты, которые заняли отдельный зал первого этажа выставочного здания музея на Карла Маркса, 23; на втором этаже разместились живописные полотна.
Любители графики с огромным интересом (правда, многие уже держали в руках сами издания) знакомились с иллюстрациями к книгам Геннадия Сапронова. Эти два человека, издатель и художник, давно работают в творческом тандеме, и свои лучшие книжные проекты Сапронов доверяет только ему, Элояну. Это издания военной прозы, авторские - Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Валентина Курбатова, Льва Аннинского; это замечательный альбом памяти создателя театра "Новая опера" Евгения Колобова - его переписка с Виктором Астафьевым, и многие, многие другие тома...
Иллюстрируя того или иного автора, Сергей Элоян не идет "вслед за текстом", но стремится дополнить его, создавая художественный образ, полный глубокого, часто символического смысла.
Совершенно узнаваема авторская манера Элояна-живописца, о чем уже приходилось писать. Но это же признают и многие его коллеги художники. Действительно, руку этого мастера невозможно не узнать - это особая манера проработки сюжета, главных фигур, контекстного фона. Можно, наверное, сказать - "в духе модернизма". Но модернизм Элояна обогащен глубоким философским или - часто - духовным смыслом.
Любимые образы художника - ангелы, смотрящие в небеса. А может, ангелов у него не так много, просто обычные люди в его интерпретации воспринимаются как ангелы? Они несуетны, даже если заняты обычным земным делом - ловят рыбу, плывут на лодке, перевозят сено, играют на дудочке. Они глубоко символичны: лодку на плечах рыбаки несут, как свой крест, - безропотно и смиренно. Кажется, персонажи его полотен не знают, что такое бранное слово, дурные помыслы или поступки.
Не случайно и народный художник России Анатолий Иванович Алексеев на открытии выставки сказал о своем ощущении:
- Кажется, будто мир, изображаемый Сергеем Элояном, еще не знает зла. Он чист, будто только что создан Богом.
Вся экспозиция Сергея Элояна создает такую ауру золотистого света, доброты, покоя, высоких чувств, что зритель, попавший на выставку из обычной городской суеты, забывает здесь о проблемах и вспоминает о душе, о детях, о любви сыновней и родительской, о нежном и трепетном отношении к женщине.
Сам художник, обратившись к гостям выставки, поблагодарил всех, кто по его просьбе предоставил работы из своих домашних коллекций на музейную выставку:
- Работы как-то быстро расходятся, бывает, что по ним скучаешь, и я сегодня рад увидеть их здесь все вместе. Такое уже нечасто случается.
...Я представляю, как скрашивают домашний интерьер эти всадники на золотистых конях, эти играющие ангелы, эти задумчивые люди, обратившие лица к звездам, к небесам. Рядом с ними, уверена, становится теплее и светлее на душе.
А что касается всей выставки, то это тот самый случай, действительно редкий, когда все они, полотна Элояна, все его святые и земные, ангелы и человеки, дети и старики, - все сошлись вместе, чтобы сказать пришедшим смотреть на них: мир жив и держится добром. Не теряйте веры в него.
Так хотел художник, и так он подает свой мир, и свет, то теплый, золотистый, то голубоватый, небесный, прохладный, - струится от каждого холста.