Год артхауса
На прошедшей неделе в кинотеатре "35 ММ" состоялась премьера "Вместе", второго фильма одного из самых многообещающих европейских режиссеров Лукаса Мудиссона. Так проект "35" отметил свою годовщину. Главный итог года хорошего кино в крошечном зальчике на Покровке - то, что слово "артхаус" наконец-то вошло в русский язык; по крайней мере, редакторы больше не вымарывают его из моих статей. Несмотря на то что "артхаус" обозначает кино альтернативное, нестандартное и не рассчитанное на широкий прокат, термин этот относится к сфере кинобизнеса (в отличие, скажем, от термина "авторское кино", числящегося по ведомству киноэстетики). Само понятие артхаусных прокатных сетей возникло в США в 70-е годы, когда стало понятно, что на сверхдешевых фильмах бунтарей-одиночек можно в принципе неплохо заработать. Интересно, что одним из первых примеров такого рода стал коммерческий успех сюрреалистического дебюта Дэвида Линча "Голова-ластик" (1977), выпущенного в небольших кинотеатрах продюсером и прокатчиком Беном Баренхольцем. В России, конечно, никакой артхаусной прокатной сети пока нет - есть две-три дистрибьюторские компании, закупающие права на неголливудское кино, и два-три кинотеатра, предоставляющих этим фильмам площадку. Но уже сейчас можно сказать, что в прокате в принципе образовалась ниша для фильмов, непохожих на голливудский мейнстрим. В крупных городах они с легкостью находят своего зрителя и окупают затраченные на покупку средства (к слову, сравнительно небольшие). Артхаус по необходимости эклектичен, так как формируют его не жесткие каноны стиля или направления, а динамичная реальность кинобизнеса. Сегодня в России артхаус - это фильмы американских "независимых" ("Генри Фул" Хэла Хартли, "Девственницы-самоубийцы" Софии Копполы, "Безумный Сесил Б." Джона Уотерса), ведущих режиссеров европейского кино (среди них, впрочем, попадаются представители самого отъявленного мейнстрима, вроде Ролана Джоффе со своим "Вателем", которые становятся у нас артхаусом только потому, что российский массовый зритель на европейское кино реагирует прохладно) и режиссеров с экзотического Востока, создающих как авторское (фильмы Такеши Китано), так и коммерческое (южнокорейские боевики) кино. Только что вышедший в московский прокат фильм "Вместе" - трогательная и забавная история об обитателях хипповской коммуны середины 70-х - относится к самой симпатичной разновидности артхауса, которую снимают молодые европейские (и не только) режиссеры. Они покончили с диктатурой стиля и программного занудства, характерной для классического авторского кино, и в своем творчестве идут на штурм той невидимой преграды, что отделяет зрителя от экрана. Их цель - сделать кино не больше, чем жизнь, а чуточку ближе к ней, покончить с нелепым культом кинематографических цитат и аллюзий и уравнять кино в правах с первой реальностью. "Вместе" Лукаса Мудиссона, "Сука-любовь" Алехандро Гонсалеса Инарриту, "Принцесса и воин" Тома Тыквера - таково лицо нового артхауса, который, слава богу, стал доступен и нашим зрителям.