Духовным поиском томимы
Уходящий год ознаменовался скандалом вокруг искусственного на первый взгляд вопроса: нужны ли современной школе основы православной культуры даже в качестве факультатива?
Парадокс состоит в том, что в начале буйных перестроечных лет, когда прогрессивная общественность громила тоталитарный строй, такого вопроса даже не возникло бы. Его инициаторов немедленно записали бы в тоталитаристы и маргиналы, припомнив мракобесам всех замученных советской властью священников и представив список разрушенных за 70 лет храмов.
Однако времена меняются, и сегодня в роли мракобесов неожиданно для себя самих могут оказаться как раз те, кто ратует за элементарное просвещение, в том числе и по поводу основ православной культуры. Противников же этого предмета в российских школах оппоненты в свою очередь окрестили “слугами дьявола” – следовательно, дискуссия и впредь обещает быть нескучной, ибо продолжение, несомненно, последует.
Но может быть, полезно уже сегодня спокойней разобраться в проблеме, поскольку она относится к числу не сезонных, а “вечных вопросов”, о чем и размышляет сегодня депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Валерий Гальченко.
– Валерий Владимирович, как вы думаете, в чем на самом деле суть этих споров? Почему такой шум? Может быть, за этими дискуссиями прослеживается определенная стратегия?
– Вы знаете, я, честно говоря, не вижу предмета для дискуссий – с моей точки зрения, просто абсурдно обсуждать аксиомы и доказывать, например, что основы православной культуры – это основа русской культуры, культуры мирового уровня, ее духовности, ее значимости, без знания которой просто нет человека. О каком же возрождении России мы тогда говорим? Напомню слова Достоевского о том, что “если православие невозможно для просвещенного, то вся сила России временная”. Разве история большевистской России это не доказала? Не случайно большевики, придя к власти, первым делом запретили и стали уничтожать именно русскую православную культуру – и они знали, что делали. Они сознавали, что до тех пор, пока русский народ сохраняет православные корни, их безумствам не прижиться в России. Так неужели десятилетие демократии нам понадобилось для того, чтобы снова внедрять в общественное сознание необольшевизм? Можно, конечно, дискутировать и по поводу актуальности десяти заповедей (что само по себе уже безнравственно), но не будем же мы обсуждать всерьез тезис “Православие опасно для России”, поскольку сама эта формулировка – уже диагноз.
На мой взгляд, этот скандал раздула именно пресса, причем на ровном месте – заметьте, что представители других конфессий как раз не возражают против просвещения, в том числе и православного, если это касается основ традиционных для России религий (а у нас в стране это, напомню, православие, ислам, иудаизм, буддизм). Однако почему-то дискутирующие как раз вот этого, самого главного, объединяющего фактора наших дней и “не заметили”…
– Видимо, этого единства, о котором вы говорите, в реальности все-таки не наблюдается, поэтому российская общественность его и не заметила. Ведь ей в наших СМИ были представлены совсем другие тезисы и контраргументы: Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, а потому другие граждане нашего Отечества могут “обидеться” на введение основ православной культуры в школах. В Татарстане, например, могут, неровен час, ввести курсы ислама – и что тогда будет с нашим светским государством? Ведь Церковь у нас отделена от государства...
– От государства – да, но не от общества, иначе, повторяю, о каком же возрождении России может идти речь? И потом: не надо подменять понятия! Речь идет не о “курсе православия”, не о формировании религиозных убеждений, а об образовательном предмете, о православном просвещении, о “сумме знаний”, необходимых для того, чтобы иметь свое суждение и представление об отечественной истории и культуре. Без этих основ вы не поймете ни иконопись Рублева, ни романы Достоевского, ни духовные поиски Толстого. И если в Татарстане в школах тоже введут факультативный курс, просвещающий детей из мусульманских семей по части культуры ислама, кто может быть против? Разные религии, по сути, имеют много общего – они учат нравственности и духовному осознанию своего места в истории. Наше горе как раз в том, что народы России недостаточно знают свою же культуру и историю, ее корни – ведь этому не учат в школе, этому не учат в семье. И если молодежь не знакома с традиционным православием или исламом, с традиционными духовными ценностями своего народа, то она неизбежно становится либо добычей ваххабитов, как это было в Чечне и в Дагестане, либо сект экстремистского толка… Мы что же, именно этого хотим? Выходит, что такая судьба непросвещенной России устраивает наших либералов и демократов? Но тогда они откровенно работают на разрушение России, на разрушение ее государственности и стабильности.
Что же касается вашего замечания о том, что между представителями разных конфессий в России нет на этот счет единого мнения, то я могу вам возразить, что называется, с документами в руках. Вот недавно ко мне обратились члены Президиума Межрелигиозного совета России с предложением начать формирование при Государственной Думе общественно-депутатской комиссии по поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей в нашей стране. В данную комиссию предлагается войти депутатам Государственной Думы, “поддерживающим в своей законотворческой и политической деятельности традиционные религии России”, представителям Межрелигиозного совета РФ, лидерам общественных объединений, чья деятельность “укрепляет исконную российскую духовность”. Это обращение в ноябре 2002 года подписали известные в России религиозные лидеры разных конфессий, из чего, как вы понимаете, не следует, что православие отвергает другие конфессии или ценности других религий. Сам этот факт говорит о том, что религиозные лидеры сознают свою ответственность не только перед верующими, но и озабочены единством всего российского общества и его стабильностью. Первое заседание нового Межфракционного депутатского объединения состоится в январе 2003 года, и мы намерены обсудить конкретный план работы на ближайший период.
– Но в таком случае не слишком ли активно депутаты будут вмешиваться в дела религиозные и наоборот? Хотя идея в принципе не вызывает возражения, всегда остается за кадром вопрос о ее практическом применении. У меня лично есть сомнения в том, должен ли российский парламентарий лоббировать интересы разных конфессий (в том числе, видимо, и экономические) даже из благородных побуждений? Вообще создается впечатление (хотя именно это впечатление в большинстве наших СМИ последовательно создают “импрессионисты” определенной направленности), что Русская православная церковь проводит религиозную экспансию в школах, что пагубно скажется на неокрепших детских душах…
– Вот я как депутат пробиваю защищенную строку в бюджете о восстановлении храмов – и это конкретный ответ на пожелания моих избирателей. У нас в стране, между прочим, основные налогоплательщики – русские, поскольку именно они составляют 85 процентов населения, а среди них, конечно, есть и православные… И по поводу неокрепших детских душ хочу сказать: а вы знаете, какие письма дети мне пишут? Вот строчки из письма школьников из Сергиева Посада: “Первым делом нужно восстановить разрушенные когда-то храмы…” А вот ученица третьего класса написала о том, что надо “исполнять десять заповедей”. Это сами дети так считают! Так что никакого духовного насилия здесь нет и быть не может, потому что дети сами интересуются многими вопросами, на которые не каждый взрослый ответит. А отвечать мы должны – и лучше будет, если на вопросы (и запросы) детей будут отвечать специалисты: ведь мы хотим, чтобы детей математике или литературе учили профессионалы? Так почему же основам православной культуры и духовности должны учить – и вне школы – какие-нибудь сомнительные граждане, дяди с улицы, “учебу” которых действительно не всякая детская психика выдержит? И хорошо еще, если ребенок, попадая в крепкие руки таких уловителей душ “нетрадиционной религиозной ориентации”, еще останется жив, а не выпрыгнет в окошко “заодно” со своими сверстниками! Ведь такие самоубийства и ритуальные убийства уже становятся чуть ли не тенденцией в российском обществе! Мы, что, именно такой судьбы хотим своим детям? У нас уже выросло поколение, которое выбрало пепси и криминальный образ жизни; больше того, это поколение подросло и само стало производить весьма сомнительные “ценности”, где криминальные разборки героев и их преступления окутаны настоящим романтическим ореолом…
– Вы “Бригаду” имеете в виду?
– И не только: я вообще имею в виду целое потерянное поколение после перестройки…
У нас вообще бесхозная молодежь – и лично я, честно говоря, не вижу, чтобы наша Церковь особенно пристально занималась подростками и молодыми людьми: говоря старинным языком советских идеологов, она не доходит до каждого, ее миссионерская деятельность мало связана с повседневной жизнью обычного россиянина.
И такая картина не только в самой России, но и в ближнем зарубежье, где русские остались один на один со своими проблемами и не ощущают в храмах духовной опоры. Считается, что в храм человек приходит говорить с Богом, а вот с батюшкой поговорить о жизни все никак не удается. Такую паству очень умело “уводят” либо подозрительные секты, либо другие конфессии, причем “ловят” человека на любой мелочи: какую-нибудь ерунду дома бесплатно починить, в магазин сходить, по дому помочь старым людям, одежку подбросить сиротам или брошенным детям – вот здесь явно не хватает “экспансии” Русской православной церкви и ее миссионеров…
– Я согласен с вами – и не согласен. Наше общество больно, а Церковь – часть общества, и она, к сожалению, болеет теми же болезнями. Да, упускают нередко и конкретного человека, и конкретную семью и разговаривать с людьми не всегда умеют. Ведь за 70 советских лет разрушались не только храмы – уничтожались наиболее пассионарные служители Русской православной церкви, а такой урон нельзя возместить за какие-нибудь 10–20 лет… Мне часто на встречах с избирателями приходится защищать Церковь именно потому, что люди судят о ней по отдельно взятым представителям и спешат с выводами.
– Судя по количеству проблем и их тенденциозной трактовке, у России и православия в частности немало противников…
– Вот это – самая распространенная жизненная философия и в народе, и среди наших псевдопатриотов: прежде всего искать вокруг врагов и, разумеется, находить их… Чтобы объяснить собственное безделье, безответственность, неумение и нежелание работать. И, заметьте, у нас всегда кто-то виноват: либо олигархи, либо Запад, либо нерусские вообще, либо местные власти.
Если даже допустить, что доля правды в этом есть, то возникает один главный вопрос: ну а мы-то сами – что? Ничего из себя не представляем? Почему не можем сказать “нет”, если не согласны? Почему не голосуем так, как считаем нужным? Почему не можем объединиться, чтобы отстаивать собственные законные интересы, как это делают другие страны и народы? Почему сами не интересуемся своей культурой и историей?
Духовный поиск отнюдь не означает поиск вечных врагов – это заколдованный круг, из которого нам надо выбираться, чтобы решать и конкретные, и стратегические задачи.