То ли царское это дело, то ли не царское...
Юбилейное эссе Тамаре Дранице
Это ж сколько нужно порадеть за здоровье тостуемых художников, мастеров живописи и графики! Да к тому же -- не в официально-банкетном великолепии, где даже прислуга обряжена во фраки и прочие официально-официантские бабочки, но -- непосредственно на рабочем месте художника, на его трудовом фронте, на поле сражения худа без добра и добра без худа, в живописном ералаше студий и мастерских, с примитивнейшим прикладным искусством сервировки стола на скорую, но верную и безошибочную руку…
Конечно, вопрос витал и подмигивал: пить или не пить? Однако же, Гамлет в этой теме, увы, «не копенгаген», то есть, говоря по-русски, даже не валялся, поскольку в своем датском королевстве он не имел ни малейшего представления о том, на какие жертвы (личные, а не публичные!) могут пойти некоторые, отдельно взятые за живое, евразийские женщины в диапазоне от царицы Тамары до нянюшки Арины Родионовны -- и все во имя введения соотечественников в храм искусства и искусствоведения. Кстати, в российском царстве-государстве это дело поставлено не только на скорую руку, но и на быструю ногу («Одна нога здесь, другая там!»), и, что самое важное, с безукоризненной взаимностью. Вот почему на наше первичное восклицание надобно взглянуть с другой стороны, с точки зрения обратной перспективы.
Это ж сколько нужно вылить слез -- мужских, скупых, горючих, но, ко всеобщему счастью, невоспламеняющихся -- на жилетку сочувствующего субъекта, будь то хоть нянюшка, хоть царица! Да к тому же -- в таком изобилии, пред которым померкнет стократ просоленная мировым океаном тельняшка отъявленного моремана… Бывает, что вот так они и стоят вместе в одном углу: носки художника и жилетка искусствоведа.
От царицы у Драницы только имя. Все остальное — от нянюшки. В России она бессмертна, эта добрая старушка с кружкой. И если принять во внимание, что искусствовед Тамара Григорьевна Драница принципиально предпочитает телосложению -- теловычитание, то становится неоспоримым, почти научно очевидным фактом наглядный пример ее (вот уже и юбилейного!) существования: душа -- не в теле, товарищи, душа -- вне, вокруг: незримая аура, ореол, плазма, ток высокого напряжения: не прикасайся к нему грязными лапами -- шибанет! Впрочем, ищущий отзывчивой душевности может не опасаться, ибо всенепременно утешится и восприимет благодарный заряд.
За рядом - ряд: вот так и складывается галерея провинциальных подвижников -- во взаимном крещении водою живой и мертвой, от нашего престола -- вашему, с профессионально-цеховым круглосуточным товариществом: «Наше вам с кисточкой!»