Я тебя породил, я тебя и убью
Начался новый, 2008 год, и клуб любителей кино «Кинобудка» продолжил свою работу. Как всегда, по понедельникам, всего за 50 рублей, здесь можно увидеть фильмы необычные, оригинальные, нестандартные.
21 января зрителям демонстрировали кинофильм «Официант». Кино с полным правом можно назвать авторским – режиссер, Алекс Ван Вармердам, не только написал сценарий, но и роль сыграл.
Главный герой фильма – официант Эдгар. Жизнь его уныла и безрадостна. У него больная жена, кошмарные соседи, занудная любовница. Клиенты ресторана пытаются самоутвердиться за его счет. В общем, ничего особо интересного. Серые будни «маленького человека».
Внезапно выясняется, что Эдгар не только обречен работать в надоевшем ресторане, он вообще не властен над своими поступками! Ведь он – всего лишь действующее лицо книги, которую пишет писатель по имени Герман.
Собственно, это и есть главная идея фильма: показать взаимоотношения Творца и сотворенного им мира.
Отношения Германа и Эдгара далеки от идеальных. Писатель, естественно, уверен, что он вправе заставить несчастного официанта делать все так, как ему хочется. Эдгар с этим не согласен. Поэтому он периодически врывается ( в любое время дня или ночи ) в квартиру писателя и требует то немного счастья, то исправления невыносимой для него ситуации. Дело осложняется еще и вмешательством в творческий процесс жены писателя. У нее свое видение жизненных перепетий Эдгара, и она порой, даже не взирая на протесты мужа, а то и назло ему, вставляет в книгу свои куски текста.
В результате скучноватое, но вполне реальное, повествование превращается в какой-то театр абсурда. Тут и наемные убийцы, и роковая красотка с маленьким ребенком, и бессмысленные смерти, и бредовые полуэротические фантазии.
Заигравшись в эти неестественные игры, писатель вдруг понимает, что не знает, как быть с Эдгаром. Официант ему откровенно надоел, он слишком много требует. Получается, что созданный им яркий и живой образ был нужен лишь для покорного переживания множества передряг и унижений, щедро придуманных автором? И писатель воплощает в книге свою угрозу – он уже предупреждал Эдгара, что за навязчивость отправит его под колеса грузовика. В нужный момент грузовик и появляется.
Непонятным остается лишь одно: а зачем Герман писал свою книгу? Что он хотел показать, исследовать, чему научить читателя? Видимо, он и сам этого не знает. Поэтому и возникло ощущение тупика, и сам официант, появляясь в очередной раз перед своим Творцом, спрашивал у него о том же – к чему он стремиться, в чем смысл всех его неприятностей? Однако, Герману проще избавиться от своего героя, чем поискать ответы на эти вопросы.
Честно говоря, как художественное произведение, фильм не дотягивает до высокой оценки. Есть места откровенно затянутые, их стоило бы сократить. Оставляет желать лучшего и видеоряд: я бы сделала изображение более ярким и светлым. Некоторые эпизоды плохо сняты – оператору надо было бы «наехать» на героев поближе, чтобы зритель лучше почувствовал их переживания. Так что недостатков у фильма хватает. Но все искупается идеей и тем, как интересно она подана.
Не припомню, чтобы кто-то еще в последнее время ( «Официант» снят в 2006 году ) поставил в кино проблему ответственности Автора за свои творения. А ведь задумываться об этом необходимо. В любом произведении искусства должен быть смысл, оно же создается не только для того, чтобы бумагу испачкать, или кинопленку засветить. Поэтому «Официант» заслуживает внимания, несмотря на все свои недоделки.