Трудно быть Богом
Бывший рокер и философ, а ныне самый известный православный проповедник Андрей Кураев посетил Санкт-Петербург, чтобы встретиться с паствой. Рассказывал он народу обо всем.
От сокровенного смысла Евангелия до того, как живут его друзья Юрий Шевчук и Константин Кинчев. Кураев красноречив и конкретен. Он не стесняется употреблять в своей речи такие слова, как «сволочи», «гопники» и «гомосексуализм». И остер на язык настолько, что «сомневающиеся» сразу светлеют умом и принимают его сторону. Не зря же Кураеву позволял спорить с собой сам патриарх Алексий II, а «научная общественность» до сих пор шлет в ректораты вузов и прокуратуры письма с требованиями запретить его лекции.
Шевчук и Кинчев просветлились
— Вам не кажется, что смешно выглядят высказывания наших звезд на тему того, что они верующие. Стоит ли кричать о своей вере на всю страну?
— Если сердце требует, можно и кричать. Как говорила Марина Цветаева: «Правота ищет помоста». Но, когда это обнародуется для поддержания разговора, тогда вера — профанация. Я встречал разных людей. Судить о тех, с кем близко не знаком, не стану. А для моего друга Юрия Шевчука православие, действительно, много значит. Это не просто слова. Он даже тексты своих старых песен правит, хотя с этим я не совсем согласен. «Пели и плясали, черт возьми!» теперь звучит так: «Пели и плясали, как смогли». Другой пример: «Сколько будет рваться листва, осень вечно права» Юрий исправил на «Осень, ты не права». Это человек, который судит себя по Евангелию. А не просто крестик повесил для украшения. Юрию трудно быть христианином, но он на себя этот труд берет.
- А Константин Кинчев? По-моему, его христианство слишком воинственно. Имеет ли он право на тоталитарный характер веры и насаждение ее зрителям со сцены?
— По поводу воинственности я с вами не согласен. Во-первых, у Кинчева перестройка себя проходит гораздо органичнее, чем у Шевчука. А во-вторых, видно, что он знает свое искушение — тоталитаризм, — и делает на него поправку. В одной из песен есть призыв «не впасть в самосуд».
— А его музыканты жалуются на то, что Константин навязывает им свое религиозное мировоззрение!
— Да, в пост он отказывается давать концерты, что, конечно, удар по бюджету всей группы. Но православие — это готовность идти на жертвы. В том числе и на личные жертвы. Жертвовать общением, какими-то мирскими радостями и деньгами.
Гороскопы — ересь
— Как вы относитесь к повальному увлечению «мирного населения» гороскопами?
— Это ересь. Люди, верящие в гороскоп, мягко говоря, кажутся мне не очень умными.
— Но ведь иногда предсказания сходятся!
— Да ну? Проверить все это очень легко. Зайдите в любую тюрьму. У заключенных, сидящих в камере, на несколько лет примерно одинаковая судьба. Они что, под одним знаком родились?
«Воинствующие гомосексуалисты — сволочи»
— Как Русская православная церковь относится к гомосексуализму? Может ли представитель сексуального меньшинства быть прихожанином?
— Если такой человек воспринимает это как грех и проблему, тогда он может быть нашим прихожанином. Допустим, у него в силу каких-то причин сформировалось такое мировоззрение, но он с этим борется, тогда для нас он — подвижник. Он может быть допущен к таинствам и может молиться, чтоб Господь даровал ему освобождение от греховной страсти. А если человек не желает бороться, считает это нормальным и чуть ли не идеалом современной моды, он не наш. Еще хуже, когда он ориентирован на то, чтобы свой порок рекламировать и заражать им окружающих. Для Русской православной церкви такие люди — вообще сволочи.
— Были случаи, когда к вам приходили гомосексуалисты и раскаивались?
— Да, конечно. И мы помогали им бороться с собой. Есть ведь люди нормальной ориентации, которых тоже одолевают греховные страсти. Это не значит, что такой на каждую женщину будет набрасываться. Мы разъясняем, что если он не в браке, то не может вожделеть женщину. Нужно воздерживаться. А почему гомосексуал должен считать себя обреченным на рабство страсти? Он тоже может видеть сны о чем-то запретном, но проявлять силу воли.
Справку о девственности церковь не требует
— О воздержании, пожалуйста, поясните. Сейчас батюшки часто венчают не девственниц. Это нарушение церковных канонов?
— Если это второй брак невесты, то почему бы и не обвенчать. Ради того, чтоб не лишать радости жениха, церковь разрешает надевать ей белое платье.
— А если — первый?
— Но ведь встреча с батюшкой — это не прием у гинеколога! Люди, приходящие к нам и просящие о венчании, справку о девственности не показывают. Священник принимает на веру то, что они говорят. А обман будет уже на их совести. Лично я предпочел бы, чтобы все было традиционно. И чтобы девчонки знали: совершая половой акт до брака, они лишаются права надевать белую фату. Песенка была в советские времена: «Опозданием мы наказаны, что слова любви рано сказаны…».
— Случаи сексуального насилия вы учитываете? Ведь бывает, что девственность невеста теряет не по своей вине. А священник наотрез отказывается венчать такую пару.
— В данном случае, думаю, священник мог бы поступить иначе.
— Часто ли к вам обращаются за советом коллеги, попадающие в такие ситуации?
— Да, часто. Насилие — бич современного мира. Но мы совещаемся друг с другом и стараемся принять решение, которое не травмирует прихожанина.
— Так ли виноваты не девственницы в своем грехе? Разве ТВ способствует чистоте нравов?
— Мне кажется, что проблемы с ТВ можно решить, если организовать экскурсию в Останкино силами одной танковой роты. Иных способов «закрыть» этих телеакадемиков я не вижу.
Наш народ искушают халявой
— А если нести с экрана слово Божье?
— Во-первых, не очень-то и дают. Увы, формат канала предполагает, что на слово Божье отводится три минуты, а какая-нибудь игра «Как стать миллионером» идет два часа. Это один из парадоксов нашего телевидения демократической поры. Всякие либералы девяностых годов говорят о том, что беда русского народа — отсутствие ориентации на труд. Народные сказки — это ожидание халявы да надежда на царя-батюшку. Мол, надо бы организовывать народ работать, работать и работать. Но парадокс состоит в том, что само же телевидение, что в те времена, что сейчас, рекламирует сплошную халяву. И «Фабрики звезд», и «Дома-2», где люди ни за что получают серьезные деньги, пробуждению массового трудового сознания не способствуют. Плюс сериалы о «Золушках», ставших в один миг богатыми. Таких передач идет по каналам больше ста пятидесяти часов в неделю. На этом фоне даже одна православная получасовая проповедь — капля в море.
— А ведь были попытки запустить православное телевидение. Насколько они оказались успешными?
— Я не за то, чтоб было отдельное православное телевидение. Я за то, чтоб все телевидение стало человеческим. Народным. Куда идти дальше, если любимая фраза одного из директоров Первого канала: «Пипл хавает!»? Советской идеологии можно предъявлять кучу претензий, но она выполняла свою сверхзадачу: поднять интеллектуальную и моральную планку зрителей. Даже в игровых передачах «Что? Где? Когда?» было много полезного. А сейчас старается опускать все ниже и ниже.
— Вы действительно верите в полное перерождение людей, которые раньше вели бурно-греховный образ жизни?
— В полное — нет. Но то, что человек может очистить себя — конечно. Я знаю жизнь монастырей, у людей там такие судьбы! По ним сейчас никогда не догадаешься, сколько было переработано грехов и пороков. И такие перемены говорят о том, что Бог всесилен.