Крест на Кремле
В Древней столице Сибири [это о Тобольске, если кто не знает] закрыт для экскурсионно-туристического посещения музей истории духовной культуры, являющийся частью Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Официальная причина закрытия — начало ремонтно-реставрационных работ. Приказ № 027-a о закрытии музея был надписан 30 марта. Сотрудники узнали о нём только через десять дней. Между тем, демонтаж и перемещение экспозиций необходимо завершить уже к 1 мая.
Это событие вызвало бурю протестов у музейщиков. В авральном режиме, утверждают они, невозможно разобрать, упаковать и вывезти более 150 тысяч экспонатов, в том числе книги сибирских первопечатников, изделия из драгметаллов, старинное оружие времен Ермака. Под письмом протеста уже поставили подписи 14 научных сотрудников и полторы тысячи горожан. Предполагается, что здание музея городские власти готовят к передаче Тобольско-Тюменской епархии. «Но Архиерейский дом и другие кремлевские здания не являются объектами культового назначения, - настаивают сотрудники музея, - Кремль построен в XVIII веке на государственные средства, за счет казны и содержался».
В 1991 году на основании закона о передаче религиозным организациям культовых сооружений объекты кремля стали передаваться в введение епархии. Несмотря на протесты общественности священники принялись за собственные реставрационные работы. В результате были пробиты новые проёмы в кремлёвских стенах, сбит мозаичный портрет первого сибирского архитектора и градостроителя Семёна Ремезова.
Комментарий. Виктор Бояркин. Начальник Западносибирского управления ФС по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Для переселения музея в новое здание – Дворец наместника – подготовка ведётся давно. Насколько я знаю, там помещения просторнее, к тому же реставрационные работы проведены в нем полностью. Вопросы передачи зданий Тобольского кремля в ведение Тобольско-Тюменской епархии решаются не первый год. Да споры по этому поводу были, работники музея и общественность города поставили условия, чтобы переезд был только в специально приспособленные помещения. До конца апреля мы обязательно выедем в Тобольск, чтобы на месте разобраться в ситуации.
Комментарий от меня. Точка зрения епархии вполне прозрачна: ежели на доме висит табличка архиерейский дом, стало быть в нём должен проживать епископ. Можно возражать в духе сомнений в юридической преемственности церкви империи и церкви нынешней, но не стоит. Ответ музея был всегда максимально: простым - выезжать ему было некуда. В последние несколько лет ситуация изменилась - в город стали подбрасывать иногда деньги (стереотип о "богатой Тюменской области" довольно примерен - Тобольска он точно никак не касается) - кое-что отреставрировали, кое-что строить стали. В итоге появилась возможность не то, чтобы нормально переехать музею, а возможность его побыстрее куда-нибудь сплавить - в первое относительно не разваленное здание. А также, видимо, у епархии появились какие-то более тесные контакты с городской властью (а соответственно и областной - проблема независимости муниципалитетов у нас не стоит) - в городе не так давно сменилось руководство, с прежним мэром отношения были так себе.
Стоит сказать, что такое Тобольский музей. Это единственное, что в городе осталось от Сибирских областников и вообще от города как серьёзного культурного центра, из которого могло бы выйти и что-то не хуже Томска. В конце 19 - начале 20 веков здесь активно трудилась всевозможная местная интеллигенция, которая активно собирала всевозможные коллекции (в основном данные о природе - ботанические, шкурки, чучела, наблюдения за климатом, а также за экзотическими местными жителями) и книги. Из коллекций природных и археологических получился музей, из книг - фундаментальная библиотека - теперь библиотека музея. Последнюю тоже особенно жалко. По её материалам и материалам тобольского архива немало книг написано сибирскими историками - народ сюда ездит с 50-х годов.
Я вообще-то против передачи епархии архиерейского дома. Кремль всегда был средоточием церковных и административных заведений, а превращается в чисто церковное место - с передачей здания музея можно будет смело закрывать Софийский двор и никого из простых жителей туда не пускать - а это почти весь Тобольский Кремль - склонность к огораживанию епархией проявлена давно - уже много где выставлены заборы и будки контрольно-пропускные. В любом случае, очень мало сочувствия вызывает у меня желание владыки Димитрия край-конец жить в трёхэтажном историческом здании. Могли бы и новое построить для владыки и музей не трогать - он там уже больше полувека сидит - обжился.
Что до дворца наместника, то ничего там не просторнее помещения - несколько лет там филиал нефтегаза размещался - коридоры, комнатки... Музейные говорят о неподходящем режиме по влажности и температуре - тоже очень похоже - архиерейский дом легкий и сухой - в дворце наместника толстые стены - холодно и сыро было (его несколько реставрировали силами гастарбайтеров - не знаю что там сейчас). В любом случае речь вовсе не о переезде в дворец Наместника, а переезде двойном - туда, а потом - в новое строящееся для музея (или библиотеки?) здание. В общем, библиотека точно переезжать будет дважды. Учитывая, что два переезда равны одному пожару, а также сроки этого всего, а также раздолбайство, а также настрой епархии - сделать не нормально всё, а по-быстрому... ничего хорошего я от этой истории не жду. И был бы рад если бы всё осталось на своих местах. Епархия и так пользуется уже почти всем Кремлём - ещё кое-откуда только музейщиков не выжили...
Как в любом провинциальном городе в этой истории есть разные тонкости. Например, самый ярый борец с "поповским притязаниями" - замдиректора музея Нескоров - человек ограниченной адекватности и коммунист (знаю о чём говорю - с дочерью его в одном классе учился), что конечно не придавало дружелюбия взаимным отношениям. Но есть среди музейных работников и нормальные церковные люди, что отнюдь не делает их (как и меня) согласными с страстными желаниями их епископа. Речь в конечном счёте идёт о том, как договорились решать судьбу исторических мест города два неместных - владыка (что из Воскресенска) и недавно приехавший в город глава местной администрации. Послать бы их обратно обоих...