Елена Сороковикова

© Канал 007

КультураМир

3755

30.03.2007, 14:53

Итальянско-сибирский кураж в стиле модерн

24-27 марта к Международному дню театра в Академическом драматическом театре им. Н. Охлопкова состоялась премьера спектакля "Хозяйка гостиницы" по пьесе Карло Гольдони "Трактирщица".

Основная позиция постановщика - заслуженного деятеля искусств РФ Олега Пермякова - в спектакле, похоже, выражается в разговоре актрис Ортензии и Деяниры (артистки Надежда Савина и Марина Елина) с кавалером Рипафратта (арт. Степан Догадин). "Я тоже могу говорить на вашем театральном языке, - хвастается он им. - Мизансцена!" "Да!" - вторят ему девушки. "Внутренний монолог, существование!" - "Да!" - "Режиссер - дурак!" - "Да! Да! Да! Да!!!"

Этих слов в комедии Гольдони, конечно же, нет! Режиссер добавил их, чтобы заявить, что сознательно не ставит перед актерами задач сценического существования, сформулированных Станиславским. И это одно из самых современных представлений о театре: многие исследователи сейчас склоняются к тому, что лучше артистам и не пытаться "проживать" жизнь своего персонажа на сцене - все равно не дотянут, а чем выше степень приближения, тем больше якобы настоящей фальши. Пусть лучше актеры остаются на сцене самими собой - так, по-видимому, подумал и Олег Пермяков, и все, что мы видим на сцене в этом спектакле, - сплошной кураж! Режиссер позволил артистам отдохнуть от необходимости играть, и они просто наслаждаются тем, что они такие молодые, красивые, "вписанные" в стильный модерновый антураж, что у них есть возможность танцевать, двигаться, свободно ощущать свое тело в пространстве сцены. Плюс легкая, в основном, джазовая музыка (автором музыкального дизайна является сам Пермяков), и нет-нет, да и поймаешь себя на мысли, что сначала в голове у постановщика родились красивые музыкальные картинки, а потом уже под музыку и предполагаемое художественное оформление был подобран драматургический материал. Хорошо, если 6ы в таком случае он сам взял, да и написал собственную пьесу - ведь ему, по всей видимости, нужна была только сюжетная основа, а сюжетов-то во всей мировой литературе - раз-два и обчелся! Написал бы сам, и мы бы не мучились размышлениями о том, где же здесь Гольдони и Италия XVIII века. Вот, вроде бы, поплыла по пластиковому полу величественная гондола, но нет - это что-то, скорее, древнегреческое, триера например, или, может быть, древнеегипетская галера. (Кстати, режиссеру, по всей видимости, очень нравится все вывозить на сцену! Артисты выезжают то на велосипедах, то на гондолах-галерах, то на кроватях, то на полумесяцах.)

Но, самое главное, где те вопросы, которыми задавалось искусство эпохи Просвещения? Где те "высокие достоинства", которыми, по словам всех персонажей, обладает главная героиня - хозяйка гостиницы Мирандолина (арт. Евгения Гайдукова)? Впрочем, артисты, исполняющие роли этих персонажей, говоря о "высоких достоинствах", жестами дают понять, что имеют в виду: ее внешние данные, достоинства фигуры, а не внутренние качества. Тогда как Гольдони пытался нас убедить, что трактирщица может быть добродетельнее и благороднее аристократов! Наша же героиня кокетлива и легкомысленна, она не испытывает глубоких чувств, просто ей все равно, кому кружить голову - слуге (арт. Анатолий Черной) или кавалеру, маркизу, продавшему свой маркизат (засл. арт. Владимир Орехов) или графу, за деньги приобретшему свой титул (засл. apт. Яков Воронов).

Конечно, пермяковская Мирандолина может быть интересна современному зрителю как женщина, умеющая надевать различные личины, быть разной во всех обстоятельствах, этакой хитрой бизнес-леди, для которой и внешность - инструмент для заработка. Только возможные краски почему-то быстро заканчиваются, а во втором акте, кроме точеной фигурки, эффектно раскинувшейся па ложе, напоминающем серп полумесяца, в героине нам больше рассматривать нечего. Но, с другой стороны, пусть себе говорит, раз красивая такая!

И все же, нельзя не отдать должное режиссеру и художнику, которые смогли точно выдержать стилистическое единство спектакля, ярко оформили его музыкой, и артистам, азартно исполняющим танцевальные и пластические номера, которые в этом спектакле играют главную роль! Как Гоголь в свое время утверждал, что в его "Ревизоре" главный герой - смех, так и здесь: музыка, пластика, танец - вот главные герои! Как приятно бывает в современном насыщенном информацией мире отключить мятущийся разум и доставить изысканное удовольствие глазам и ушам: И это позиция! И это кураж!

Елена Сороковикова

© Канал 007

КультураМир

3755

30.03.2007, 14:53

URL: https://babr24.net/?ADE=36895

bytes: 4394 / 4394

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3617

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2599

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1770

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3690

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4735

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8713

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8435

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10788

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4966

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6183

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9012

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12117

20.11.2024

Лица Сибири

Альков Леонид

Гришкевич Евгений

Молоков Виталий

Аксаментова Ольга

Очиров Бато

Воронова Татьяна

Предеин Сергей

Тринцуков Сергей

Хмелев Сергей

Зайцев Илья