Наталья Шапарова, БАБР.RU

© Babr24.com

СобытияМир

4159

01.01.2007, 12:29

Сегодня - Новый год, или Вонифатий - день памяти св. мученика Вонифатия

Новый год был одним из самых больших народных праздников, считавшийся перелом-ным моментом, границей между годом прошедшим и годом наступающим.

В какой-то степени празднование Нового года растягивалось на весь период святок, хотя сам праздник обставлялся особо и сопровождался множеством самых разных обрядов и поверий. Впрочем, немалая часть этих обычаев перешла к Новому году от Рождества и от Васильева дня (т.к. до принятия григорианского календаря Новый год и Васильев день совпадали).

Новый год у всех славян считался довольно опасным временем. Так, по народному убеж-де-нию, в ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов и разной нечистой силы выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле вплоть до Крещения. Оттого и большинство ритуалов общения с душами умерших и разнообразными сверхъ-естественными существами приходились именно на праздники святочного цикла, преимущественно на Рождество и Новый год.

Очевидно, в связи с присутствием на земле потусторонних существ, новогодняя ночь в народе считалась самым подходящим временем для гаданий. Так, например, во многих местах считалось, что гадания под Рождество и Крещение бывают обычно весьма успеш-ны-ми, но гадание под Новый год является самым верным и действенным. Многие из девичьих и вообще молодежных гаданий совершались именно в это время: парни и девушки прибегали к самым разным способам, чтобы узнать свою судьбу, не смотря даже на то, что гадание обычно считалось делом нечистым, грешным и опасным, поскольку для распознавания будущего, по народному убеждению, необходимо было посредничество духов, нечистой силы, умерших.

Наиболее распространенными и безопасными были гадания при помощи предметов: например, девушки, гадая о судьбе, раскладывали разные предметы (хлеб, зерно, уголь, золу, землю, щепки, монеты, пряжу, кольца, венки, чашки с водой, записки и пр.) и наугад, не глядя, выбирали один из предметов, либо давали выбрать ребенку или животному (курице, собаке и пр.), и потом по символике предмета судили о будущем. Нередко какие-либо предметы (башмаки, серпы, личные вещи) бросали через голову, через забор, на крышу и т.д., а потом по положению упавшей вещи судили о судьбе (например, башмак, упавший носком к порогу, предвещал замужество, а серп, упавший острием к жнецу, - здоровье). Применялись и другие способы гаданий: например, собираясь гадать о судьбе и о браке, парни и девушки собирались под Новый год вместе, приносили из проруби воды (причем принести ее должен был или "первородный" парень, первенец в семье, или "последняя", т.е. младшая в семье, девушка); в эту воду опускали кольца, а затем пели подблюдные песни и гадали. Очень часто гадающие при помощи различных способов старались получить знаки, по которым они могли бы истолковать свою судьбу, причем такими знаками могли служить сновидения; случайно доносящиеся звуки (ср. обычай в Новогоднюю ночь подслушивать под окнами и дверями разговоры; либо истолковывать судьбу по звукам, слышимым на перекрестке, мусорной куче и т.д.); отражения на гладкой поверхности (в зеркале, стакане воды и т.д.); очертания тени, вмятин и пр.; формы, случайно принимаемые разными веществами (ср. гадание по форме вылитого в воду и застывшего воска или олова, а также белка, либо по форме хлеба, рассыпанного зерна и пр.); поведение животных и насекомых (ср. гадание с курицей, которой предлагали на выбор воду, зерно, кольца, угли и пр., следя за тем, что она клюнет); состояние растений (распустившиеся ветки, например, сулили скорое замужество, счастье и пр.); четное или нечетное кол-во объектов, их форма (например, в некоторых местах по гладкой или суковатой поверхности выбранного в темноте полена судили о характере будущего мужа), цвет или размер; выпавший жребий; сохранность или исчезновение оставленных на ночь предметов или пищи и т.д.

Вообще, самыми "верными" в народе считались так называемые "страшные" гадания, при которых гадающие вступали в непосредственный контакт с некими потусторонними силами. На такие гадания решались обычно только самые смелые, так как результатом подобных гаданий могла стать смерть или безумие гадающего: при несоблюдении некоторых обязательных правил нечистые духи могли получить доступ к человеку и украсть его душу, задавить его, свести с ума и т.д. К числу распространенных "страшных" гаданий относились, например, гадания с зеркалами, водой и приглашением "суженого" на ужин. В частности, в русских деревнях девушки гадали так: накрывали в пустой комнате стол, ставили полный прибор (кроме ножа и вилки) и приглашали "суженого" ужинать, полагая, что после этого суженый (вернее, нечис-тый дух в его облике) явится, сядет за стол и ответит на все вопросы. Очень распространенным был и такой способ гадания: гадающие шли в нежилой дом, в баню или овин и там ожидали прикосновения домового духа (прикосновение голой руки сулило бедность и безбрачие, мохнатой - богатство и скорое замужество).

Если молодежные гадания были, по большей части, о браке и семейной жизни, гадания взрослых людей, в большинстве своем, были направлены на то, чтобы узнать, будет ли достаток в семье в наступающем году, хорошим ли будет урожай, большой ли приплод будет у скота и т.д. Первый день нового года представлял собой своего рода рубеж, отделяющий прошлое от грядущего; поэтому этот день считался самой подходящей порой для того, чтобы узнавать будущее и даже пытаться как-то положительно повлиять на него. Разнообразных гаданий, примет и обрядов, связанных с достатком и благополучием семьи и приуроченных как к самому Новому году, так и к его кануну, было известно великое множество.

Наиболее разнообразными были гадания, приметы и обряды, связанные с урожаем. Так, например, в Новый год об урожае судили по количеству инея на деревьях, по тому, было ли небо было звездным (к хорошему урожаю, в том числе на ягоды и грибы), была ли теплой или холодной погода ("в Новый год тепло - будет хорошая рожь") и т.д. При этом многие приметы сливались в народе с гаданиями. Так, например, в некоторых местах в новогоднюю ночь, около полуночи, двенадцать стариков (по числу месяцев в году), избранных всей деревней за достойную подражания благочестивую жизнь, шли к церковной паперти и ставили там снопы ржи, овса, гречи, проса, льна и пр., а также клали картофель; утром Нового года эти же старики снова шли в церковную ограду и примечали, на каком из снопов больше инея, полагая, что того хлеба и надо больше всего сеять в новом году.

Гадания и обряды, связанные с урожаем, во многих местах проводились с помощью хлеба - колосьев или зерен, караваев и т.д. Так, например, в некоторых местах хозяева, отстоявши утреннюю обедню, уходили на гумно и там зубами выдергивали из кадушек былинки, веруя, что если выдернется былинка с колосом, полным зерна, то год будет урожайным, а если с тощим колосом - неурожайным. Иногда делали еще так: в канун Нового года пекли отдельный каравай хлеба, взвешивали его и клали на ночь к образам, а утром снова взвешивали, и если замечали, что вес прибавился, то полагали, что наступающий год будет урожайным (в этом случае хлеб ели всей семьей), а если вес убавился - считали, что год выдастся неурожайным (в этом случае каравай отдавали скотине, чтобы она меньше голодала во время бескормицы). Во многих местах с той же целью (опреде-лить, урожайным ли будет год) после заутрени ходили на перекресток, где чертили палкой или пальцем крест на земле, потом припадали к нему ухом и слушали: если послышится, что едут сани с грузом - год будет урожайным, если пустые - будет недород. Для того же, чтобы хлеб в наступающем году уродился хорошо, хозяева в самый день Нового года (или накануне вечером) обсыпали друг друга зерном (обычно овсом или хмелем - символом изобилия) с приговором типа: "Уж дай ему Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась" и т.п.; эти зерна засевальщиков тщательно сберегали до весны и ими начинали засевать яровые поля. Иногда делали и так: соседи, родственники и дети в Новый год ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть земли в красный угол и поздравляли хозяев, желая им здоровья и урожая, а хозяева в благодарность щедро угощали "засе-валь-щиков".

Немало новогодних гаданий и обрядов было связано со скотом, здоровье и благопо-лу-чие которого, так же, как и богатый урожай, обуславливало и благополучие хозяев. Так, например, в канун Нового года или в сам праздник скот кормили обрядовым хлебом, чтобы он был здоров; окуривали его различными травами, ладаном и т.д.; поили или сбрызгивали особой (например, освященной) водой и т.д. О том, хорошо ли будет плодиться и доиться скот, судили иногда по полазнику (первому гостю в новом году) или по тому, теплой ли была погода под Новый год, темной ли выдалась ночь и т.д.

В некоторых местах для того, чтобы скот не болел и приносил потомство, совершали такой обряд: в день Нового года рано поутру хозяева со всего прихода съезжались на церковный погост, и при этом каждый хозяин привозил свиные туши, которые жертвовались в пользу причта; свиные же головы кидали в общий котел и варили щи, которые и съедали всем миром. Не пожертвовать в Новый год духовным лицам свинины считалось грехом, так как жертва эта делалась в благодарность за благополучие скота в прошедшем году и с целью умилостивить Бога и предохранить скот от падежа и вообще болезней на весь будущий год. Обычай этот был известен довольно широко, только во многих случаях приурочивался он не к Новому году, а ко дню Василия Великого: так как в древности эти праздники долгое время совпадали, после их разделения многие обряды стали приурочиваться и к 1, и к 14 января. Так, например, во многих селениях центральной полосы России принято было в Васильев день колоть "кесаретских" поросят (Васильев день иначе назывался "Кесаретским" по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), причем такой зажаренный кесаретский поросенок, поданный на стол обязательно в целом виде, неразрезанным, считался как бы общим достоянием: все желающие односельцы могли приходить и есть его, но каждый приходящий должен был принести хоть немного денег и вручить их хозяину; на другой день деньги эти передавались в приходскую церковь и поступали в пользу причта.

С кесаретским поросенком обычно совершался обряд, долженствующий способ-ство-вать плодородию скота: перед едой старший в семье поднимал чашку с поросенком вверх до трех раз и приговаривал: "Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились". По окончании же трапезы хозяин обычно вызывал из числа гостей смельчака, который решился бы отнести кости поросенка в свиную закутку; правда, охотников на такое рискованное дело обычно не находилось, так как кости следовало носить по одной, а в закутке в это время, по народному убеждению, пребывает нечистая сила. Так, согласно некоторым поверьям, черти, сидящие в свином закутке, только и ждут, пока кто-нибудь войдет, после чего захлопывают за вошедшим дверь и принимаются бить его по голове принесенными костями, требуя назад съеденного поросенка.

Существовали в народе и разные другие новогодние обычаи, поверья и приметы, не связанные напрямую с урожаем или скотом, но также имеющие отношение к благополучию семьи в наступающем году и основанные на представлении о Новом годе как о переломном времени, способном повлиять на все остальные дни года: "каков Новый год, таков и весь год". Так, например, повсеместно считалось, что в Новый год в семье все должно быть благо-по-лучно (а если с человеком в это время что-нибудь случится, то будет случаться с ним и весь год), в доме должны быть деньги (тогда весь год семья не будет в них нуждаться, если только в самый Новый год этих денег никому не давали взаймы), праздничный стол должен быть как можно более богатым (тогда в наступающем году в доме будет достаток и изобилие еды) и т.д. В первый день нового года обычно старались одеваться как можно наряднее, чтобы быть хорошо одетыми целый год, а девушки даже переодевались по нескольку раз, чтобы в будущем году у них было больше обновок. В первый день года не выполняли никакую тяжелую и грязную работу, чтобы год не прошел в сплошном труде без отдыха; старались также не платить долгов, полагая, что в этом случае придется весь год распла-чи-ваться. Первому покупателю в Новый год торговцы нередко отдавали товар задешево, за малую цену, так как, по народному убеждению, "дорог почин" (и весь год в этом случае будут заключаться удачные сделки).

У русских св. Вонифатий (Бонифатий) был известен как целитель от пьянства, и в Сказа-нии о святых ему полагалась особая молитва об избавлении от винного запоя. Такой благо-датный дар приписывался св. Вонифатию на основании сказания из Четьи-Минеи о том, что сам он первоначально страдал недугом пьянства, "в нечистоте валяшеся и пьяница бяше", но потом, оставив свою страсть, "имене Господня исповедник и страдалец славен показася".

Наталья Шапарова, БАБР.RU

© Babr24.com

СобытияМир

4159

01.01.2007, 12:29

URL: https://babr24.net/?ADE=35126

bytes: 12812 / 12812

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова, БАБР.RU.

Другие статьи в рубрике "События"

Расклад Бабра. Ждет ли Павла Волка дорога дальняя или поможет апелляция?

В отношении Павла Волка, обвиняемого в хищении бюджетных денег в крупном размере, а именно – в 2,4 миллиона рублей, лед тронулся. В начале месяца сторона обвинения запросила для бывшего главы департамента культуры региона шесть лет лишения свободы общего режима.

Анна Леро

СобытияКриминалОбществоТомск

2617

25.10.2024

Гастрономический фестиваль «Еда+» снова в Братске

Российский энергохолдинг Эн+ анонсировал проведение гастрономического фестиваля «Еда+» в Братске, который состоится 14 и 15 сентября на площади ТКЦ Братск-АРТ. Фестиваль, ставший популярным с момента своего открытия в прошлом году, ожидает вновь привлечь тысячи посетителей.

Ярослава Грин

СобытияИркутск

5323

04.09.2024

Школа №1 в Беслане: 20 лет со дня трагедии. Фоторепортаж Бабра

Помним, скорбим. 1-3 сентября 2004 года в Беслане случилась трагедия, заставившая содрогнуться весь мир: в школе №1 произошёл теракт. Захват заложников и издевательство над беззащитными детьми и взрослыми привели к многочисленной гибели мирного населения.

Екатерина Вильмс

СобытияТерроризмОбществоРоссия

4473

03.09.2024

На Международный буддийский форум в Улан-Удэ прибыли делегации из ряда иностранных государств

На II Международный буддийский форум, который с 12 августа проходит в Улан-Удэ, прибыли делегации из Индии, Мьянмы, Шри-Ланки, Непала, Таиланда, Бутана, Вьетнама, Камбоджи. Об этом сообщает официальный портал республики Бурятия.

Марк Яковлев

СобытияОбществоРелигияБурятия

5621

12.08.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: прощание с кумиром хоккея Андреем Тарасенко и суд на оборотнями в погонах, убившими ребенка

Бабр представляет очередную подборку главных событий и обсуждений Новосибирска по версии региональных телеграм-каналов за неделю с 8 по 14 июля 2024 года включительно. Прощай, Андрей!

Анна Леро

СобытияСпортКриминалНовосибирск

6785

16.07.2024

Энергия в лицах: яркие гости «Энергии+» в Иркутске

12 июля в Иркутске стартует одно из самых масштабных культурных событий этого лета — фестиваль «Энергия+». Жители города смогут совершенно бесплатно принять участие в паблик-токах, открытых лекториях и кинопоказах, в которых примут участие известные актеры, режиссеры, поэты и писатели.

Глеб Севостьянов

СобытияКультураИркутск

14648

08.07.2024

На фестивале Энергия+ будет представлена экспозиция соломенных скульптур

В этом году фестиваль «Энергия+» в Иркутске обещает стать настоящим культурным событием с разнообразной программой для всех возрастов.

Ярослава Грин

СобытияОбществоИркутск

8405

04.07.2024

Началась «новая глава» в департаменте тарифного регулирования Томской области

В департаменте тарифного регулирования Томской области с 3 июля 2024 года новый начальник. Губернатор Владимир Мазур назначил на эту должность Оксану Касьянову, которая ранее работала в департаменте в течение 13 лет на других должностях.

Андрей Тихонов

СобытияОфициозПолитикаТомск

18255

03.07.2024

В Иркутске при поддержке Эн+ состоится семейный фестиваль «Энергия+»

С 12 по 14 июля 2024 года на набережной Ангары, рядом с памятником Александру III, состоится семейный фестиваль «Энергия+», организованный энергохолдингом Эн+. Гости мероприятия смогут встретиться с известными актерами, писателями и режиссерами.

Ярослава Грин

СобытияКультураИркутск

18661

26.06.2024

Безрадостные будни будущего экогорода: байкальчане собирают подписи под петицией президенту

О Байкальске в последнее время официальные средства массовой информации говорят только в контексте визитов высокопоставленных чиновников, которые приезжают туда с целью в очередной раз обсудить захватывающие дух перспективы развития будущего экогорода.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоИркутск

6280

30.04.2024

О мечте слетать на Луну, любви к себе и здоровье космонавта – Анна Кикина

22 июня 2023 года новосибирский планетарий получил имя единственной девушки в отряде космонавтов Роскосмоса, жительницы Новосибирска Анны Кикиной. Анна владеет рукопашным боем и карате, верит в инопланетян, в детстве занималась в театральном кружке и играла воплощение сказочного зла – бабу Ягу.

Арина Родионова

СобытияОбществоНаука и технологииНовосибирск

8743

12.04.2024

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

11400

10.04.2024

Лица Сибири

Шергин Роман

Рихванова Марина

Гришаков Владимир

Евладов Алексей

Климов Антон

Мадасов Игорь

Болотов Николай

Болонева Юлия

Зайцев Илья

Бунев Андрей