Кондопога – классический русский бунт, бессмысленный и беспощадный
События в Кондопоге - симптом все более обостряющейся болезни. Национальный вопрос в повестке дня выходит на первое место. Можно попытаться отмахнуться: «Да что там! Разборки мафиозных групп – русские гопники не поделили ресторан с чеченскими головорезами»». Но это очень близоруко и неумно.
Власть уже не первый год пугает нас угрозой националистических и экстремистских организаций. Закон приняли о противодействии экстремизму. Где в Кондопоге была такая организация? Это сейчас там появились активисты Движения против нелегальной иммиграции. А сами столкновения, охватившие весь город, начались совершенно спонтанно, спровоцированные дракой в ресторане.
Может, это явление, аналогичное известным забавам молодых – стенка на стенку, район на район? Свидетели говорят: молодым погромщиками соседи кавказцев указывали квартиры, в которых те проживали. В массовом сочувствии к погромщикам не приходится сомневаться.
Погромы в Кондопоге не удастся списать ни на криминальные разборки, ни на провокацию экстремистской организации. Это классический русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Кондопожский бунт обнажил проблему, которая считается «запрещенной» в нашем многонациональном государстве – проблему межнациональных противоречий и проблему неопределенности положения русского народа в России. «По умолчанию» принято считать, что русские – «титульная нация» России. Однако по всем законам – русские такие же граждане России, как и чеченцы, татары, украинцы и даже китайцы, если они получили гражданство.
Среди русских растет чувство национальной ущемленности. Можно спорить на тему, насколько оправдано это чувство, но оно является фактом.
Кроме утраты империи и национального могущества, есть и другие причины для роста национального напряжения среди русских.
В России есть множество республик, в которых «титульными» являются те или иные национальности, а в некоторых – сразу две (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария). В большинстве этих республик «титульная» нация составляет меньшинство населения.
А где Русская республика? Является ли таковой Российская Федерация в целом? Непростой вопрос.
«Зачем русским своя республика? Они и так в подавляющем большинстве, в школах учат на русском, государственный язык – русский, разве это не достаточно для того, чтобы ощущать себя титульной нацией?» - говорят многие. Но в национальных республиках существуют национальные школы, в которых дети соответствующих национальностей изучают свой язык и свою культуру. Средняя российская школа действительно, преподает на русском языке, однако она не является русской национальной школой. И впечатляющее доказательство этому мы получили при попытке ряда областей ввести в школьную программу историю православия. Эта попытка была встречена в штыки блюстителями национального равенства и светскости образования. Как единичные исключения из правила существуют сегодня школы, в которых преподают Закон Божий, но количество таких школ несопоставимо с количеством национальных школ в национальных республиках.
Подливает масло в огонь и все увеличивающаяся иммиграция в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья. Причем иммиграция практически бесконтрольная. Иммигрантам ставят препоны, взимают с них дань, но никакой государственной политики в контроле за иммиграцией нет. Государство не интересует, чем занимается иммигрант, умеет ли он говорить по-русски, имеет ли криминальное прошлое, как относится к религиозному фундаментализму. За сто рублей любой незаконный иммигрант откупится от встретившегося милиционера. Иметь при себе сто рублей – вот, пожалуй, единственное требование, которое предъявляет наше государство к приезжим.
Русских в исконно русских областях мало утешает факт, что в свое время немало русских приехало на Кавказ, в Прибалтику и на Среднюю Азию. Они-то сидели у себя дома и никого не ассимилировали. Теперь же процесс пошел в другую сторону и ассимиляция пришла незваным гостем в русский дом.
Большинство приезжих – хорошие люди, приехавшие украшать нашу Родину новыми тротуарами, фасадами и кормить ее фруктами. Но меньшинство сильно портит репутацию иммигрантов. Не секрет, что многие преступные группировки носят этнический характер. И именно их представители создают впечатление у русских обо всей национальности.
Плохо сказывается и неумение русских организовываться. Мы привыкли полагаться на власть и ждем от нее наведения порядка. Те же этнические преступные группировки привыкают считать себя королями жизни и воспринимать русское население как безобидное и безответное стадо. И русский бунт становится для них совершенно неожиданным стихийным бедствием. Получи такой бандит по зубам при первой своей выходке, он бы не считал себя хозяином в чужом городе. Но безнаказанность развращает.
Сегодня многие русские националисты радуются и приводят Кондопогу в качестве примера, как надо действовать. Это очень преждевременная радость. Не стоит ждать ничего хорошего от всплеска массовой ярости. Кондопога должна стать уроком, а не примером.
Погром не годится как способ решения проблемы. Россия не ограничивается маленькими моноэтническими русскими городками. Та же Кондопога находится в Карелии. Кто кого будет громить дальше – русские карелов или карелы русских? А как быть с территориями со смешанным населением? А как быть с правом гражданина России выбирать себе место проживания?
Погромщики не хуже приезжих бандитов быстро входят во вкус безнаказанности. Можно грабить, можно бить. С такой привычкой не построишь Великую Россию.
И как показывает практика, бандитствуют одни, а гибнут во время погромов другие. В Искитиме Новосибирской области, когда жгли дома цыган, торгующих наркотиками, погиб маленький ребенок. Под нож скинхедов нередко попадает честный рабочий, а вовсе не криминальный авторитет. Если решение национального вопроса будет отдано на откуп погромщикам и скинхедам, Россию ждет вакханалия бесчинств и очередной распад.
А решать национальный вопрос надо. Уже сегодня видно, что Европа и Америка, с которых мы во многом берем пример, оказались в тупике, демонтировав все «искусственные барьеры». Париж, Лондон, Амстердам утрачивают национальную идентичность. Французы, англичане и голландцы становятся меньшинством в своих собственных столицах.
Иммиграционный кризис в Европе не привел к погромам, потому что европейское население глубоко впитало идеалы свободы, либерализма и прав человека. Французы даже терпят погромы, которые устраивают арабы.
Как показали события в Кондопоге, русские вовсе не столь толернатны. Хорошо это или плохо, но очевидно, что в России кризис разразится раньше, чем в Западной Европе. В каком-то смысле, он уже разразился. Кондопога – это типичный малый городок России, каких сотни. И в сотнях таких городках – аналогичные проблемы. Бунты на национальной почве в этих городках – вопрос времени и статистики.
Да собственно, что там Кондопога. Давно ли горели цыганские дома в Искитиме? И разве мы не знаем, под какими лозунгами шел погром Центрального рынка в Новосибирске 2 августа этого года?
Конечно, нужны усилия государства, направленные на нейтрализацию националистических экстремистов. Но все же экстремизм не берется на пустом месте. Он симптом, а не причина болезни. И мы должны смотреть на это открытыми глазами.
Трудно сказать, какие меры может принять наше общество и государство. Скорее всего, должны появиться ограничения на пребывание в России тех, кто ведет общественно-опасный образ жизни. Возможно, одним из условий пребывания иммигрантов в России должно быть их приобщение к русской культуре или культуре той республики, на территории которой он находится. Трудно сказать, в какой форме должно происходить это приобщение. Но очевидно, что создание «чайнатаунов» или чеченских поселков на окраинах городков средней полосы России – путь к повторению Кондопоги.
Возможно, следует создать институты «русской республики» в виде школ, ВУЗов и общественно-государственных институтов, чтобы везде, где есть существенное русское население, были и русские национальные школы (с преподаванием Закона Божьего, например), чтоб каждый мог решить, хочет ли он быть «россиянином вообще» или же русским, чеченцем, татарином, украинцем или алтайцем.
В Российской империи в одном городе существовали школы разных национальностей и вероисповеданий, в единой российской армии были национальные части. И хоть большевики заклеймили Российскую империю как «тюрьму народов», национальный вопрос в ней не стоял так остро, как сегодня. Семья народов – это добровольное сосуществование разных наций, а не принудительное превращение их в один кусок фарша.
P.S. Прошу не судить строго этот текст – он призыв к размышлению, а не доктрина. Проблема слишком тяжела, чтобы можно было выдать «на гора» рецепт ее решения, и я бы не взял на себя такую смелость. По поводу высказанных предложений я понимаю, что они могут оказаться скороспелыми и неумными. Но все же эти проблемы надо обсуждать и решать, если мы не хотим, чтоб их решали погромщики.