Возвращение чувств
59-й фестиваль в Канне начался с шантажа. Продюсеры «Кода да Винчи», узнав сроки проведения очередного фестиваля, назначили мировую премьеру фильма на 17 мая, тем самым поставив организаторов перед выбором: либо вы приглашаете картину на открытие, либо мировая пресса будет писать о нас, забыв о том, что происходит на набережной Круазетт.
Шантаж удался - «Код да Винчи» был показан на открытии. Им же хуже. Что ж, если Том Хэнкс в роли ученого, разгадывающего тайны христианской религии, - это та цена, которую нужно заплатить, чтобы увидеть новые фильмы Альмодовара, Каурисмяки и Кена Лоуча, то и ладно, мы готовы. Хотя, надо сказать, ничего комичнее, чем все тот же Хэнкс, сообщающий Одри Тоту, что она - последняя из живущих потомков Иисуса Христа, видеть за последние пару лет не приходилось. А слово «ученый» применимо к этому актеру разве что в качестве прилагательного - как к коту, спаниелю или другому милому и старательному домашнему животному.
В минувшую субботу прошел день России в Канне - показ «Девятой роты», «Пыли», «Космоса как предчувствие» и семи короткометражек в рамках программы «Все кинематографии мира». У нас к этому событию отнеслись с непонятной болезненностью: одни кричали о победе русского кино, другие язвительно шутили в том духе, что России наконец-то нашли место между Тунисом и Венесуэлой (другие страны - участники программы). Не правы ни те, ни другие. День России - вполне достойное, камерное событие, проходящее где-то на полях огромной структуры, которой является Каннский кинофестиваль. Ни особенно радоваться, ни возмущаться по тому поводу, что полторы сотни французских синефилов посмотрят новое российское кино, право же, не стоит.
В основном конкурсе верную ноту задал британец Кен Лоуч со своей новой картиной «Ветер колышет ячмень». Это историческая драма, действие которой происходит в 20-х годах прошлого века, когда ирландский парламент проголосовал за отделение от Англии, а ребята из ИРА вознамерились провести это решение в жизнь. Как всегда у Лоуча, получилось серьезно и по делу: не столько история политических конфликтов, сколько личная драма человека, неохотно, но самоотверженно идущего до конца. В роли несостоявшегося врача, превратившегося в борца против британского империализма, - новая ангелоподобная звезда Киллиан Мерфи («Завтрак на Плутоне»).
Но первым настоящим событием стала премьера фильма «Вернуться» Педро Альмодовара. Альмодовар продолжает снимать кино «о женщинах, которые окружали меня в детстве». Мужчина в фильме всего один, да и того на пятой минуте фильма зарежет падчерица - за сексуальные домогательства. А главные роли отданы любимицам режиссера Пенелопе Крус («Все о моей матери») и Кармен Мауре («Что я сделала, чтобы заслужить это», «Матадор»). Глядя на Крус, со всей очевидностью понимаешь, что сниматься в Голливуде ей вообще не стоило. А в фильме гениального испанца неприятная и бездарная актриса в два счета снова превращается в красавицу и звезду. Альмодовар, в последних фильмах которого явственно звучала горькая, пессимистическая нотка, вернулся в свою уютную, домашнюю, залитую южным солнцем вселенную, где жить весело, а умирать легко. Пока что это лучшая картина Каннского конкурса.