Как церковь права человека защищала
С некоторых пор любое позитивное упоминание о правозащитной деятельности в России стало если и не запретной темой, то дурным тоном.
И вдруг – Русская православная церковь извещает: создание собственного правозащитного центра станет одной из центральных тем Всемирного русского народного собора!
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил, что правозащитная тема должна быть в центре внимания не только институтов гражданского общества, но и православной церкви. Кроме того, эта деятельность не должна быть направлена против интересов народа, общества, государства. «Величайшей ошибкой некоторых правозащитных организаций являлась деятельность, которая, мягко говоря, не соответствовала патриотическому настроению абсолютного большинства народа. Эти перекосы правозащитной деятельности должны быть исправлены», - подчеркнул он.
Все встало на свои места. «Неправильным» правозащитникам РПЦ противопоставит «правильных». А именно - проблемы в сфере прав и свобод человека должны разрешаться в соответствии с российской национальной и духовной традицией. Ибо концепция прав человека, как она представлена сегодня в международных организациях и в западной политической мысли, не является производной русского исторического опыта и культурного контекста. Это результат развития философской мысли в Западной Европе, а это нам чуждо. Так полагает Митрополит Кирилл.
Но и это еще цветочки правозащитных затей РПЦ, знакомые нам по временам СССР. А вот и плоды, созревание которых невозможно в недрах РПЦ без высочайшего на то не божественного, а вполне земного соизволения, если не указания, со стороны властей: «Хотел бы напомнить, что советская дипломатия, присоединяясь при создании ООН к Всеобщей декларации прав человека, конечно, совершенно не имела в виду распространение действия этого документа на внутриполитическую жизнь в Советском Союзе.
Таким же, а может быть, и еще большим политическим блефом было и подписание в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ведь в рамках Хельсинкского процесса для Советского Союза важна была вовсе не так называемая «третья корзина» вопросов гуманитарного характера, в том числе проблема прав и свобод человека».
Получается, что, по мнению РПЦ, советская дипломатия и в 1949, и в 1975 годах тривиально лгала всему миру! И РПЦ, с ее 10 заповедями, не видит в такой лжи греха!
Хочется напомнить Митрополиту несколько истин, кроме обязательного для служителя культа неодобрения лжесвидетельства. Например, что в Конституции РФ записано: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Или, там же: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Так что попытка навязать стране «правильное» понимание прав человека на основе представлений РПЦ, игнорирующее принятое во всем цивилизованном мире, может, и имеет право на жизнь, но исключительно как одна из возможных трактовок этого понятия, при условии непротиворечия этих трактовок Основному нашему закону – Конституции РФ. А в ней сформулированы и закреплены все понятия прав человека, исходя как раз из Всеобщей Декларации прав человека, из документов именно третьей корзины Хельсинкских соглашений, и еще Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод как государства - члена Совета Европы уже свыше 10 лет. К тому же там записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Так что не следует Митрополиту призывать нас не выполнять нашу Конституцию. Неприлично это!
И почему Митрополит считает возможным провозглашение дорогих ему ценностей на уровне общенациональных и единственно патриотических? Он действительно думает, что имеет право публично определять, кто любит родину правильно, а кто – нет? И почему он решил, что православие – лучше всех, а не одна из многих возможных идеологий, допускаемых Конституцией, и считает возможным навязывать мне православные ценности и представления на основе каких-то традиций? Я вообще человек нерелигиозный, а уж если и говорить о каких-то симпатиях к религиозным представлениям, то мне, к примеру, симпатичнее протестантская ветвь христианства. А что делать атеистам в нашей стране рядом с Митрополитом?
Конечно, поворот религиозного сообщества к проблеме прав человека был бы приятным и радостным событием. Если бы Митрополит еще понял, что защищают права человека во всем мире в первую очередь от произвола властей. Что само понятие защиты прав человека возникло как идея защиты человека исключительно от произвола властей. И во всем мире правозащитники противостоят властным структурам, что и является одной из основных предпосылок существования демократического государства, существующего для реализации прав и законных интересов граждан.
Вспомнить бы Митрополиту, как советская власть гноила все религиозные конфессии, когда правозащитники пытались защищать церковь, независимо от собственных религиозных воззрений. А теперь Митрополит говорит о недостаточной патриотичности правозащитников! Холопство перед властью не есть патриотизм.
«В основе политики сотрудничества Востока и Запада лежал голый прагматизм, это был торг и баланс интересов. Поэтому никто не верил, что идея прав и свобод у нас вообще когда-нибудь будет реализована», - говорит Митрополит Кирилл. Вот это да! Такого себе не позволяли даже самые отпетые чекисты, которых трясло и трясет от словосочетания «права человека», потому что им может не оказаться места в государстве, в котором соблюдаются права человека.
Что творится в стране? Махровым цветом расцветает русский фашизм при попустительстве властей и стыдливом молчании РПЦ. Судят людей, СМИ за религиозную нетерпимость без всяких на то оснований, а там где есть основания – убийства, погромы, распространение откровенной нацистской литературы. Удивительнейшая толерантность! В том числе и у РПЦ! И это именно РПЦ теперь займется правозащитной деятельностью!
Юрий Вдовин, заместитель председателя Санкт-Петербургской правозащитной организации «Гражданский контроль»