Далай-лама говорит с российской аудиторией. Текст обращения Его Святейшества Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Я бы хотел приветствовать всех гостей из России как европейской, так и монгольской расы. На мой взгляд, в сравнении со всеми предшествующими годами сегодня здесь собралось наибольшее число россиян.
Народы, населяющие Россию и Монголию, претерпели колоссальные трудности в XX веке. Вы пережили времена, когда в ваших странах запрещалось исповедовать религию вообще и, в частности, буддийское учение.
Но времена меняются, как меняется погода. Все явления претерпевают изменения, и религия – не исключение. Однако изменения в области религии происходят очень и очень медленно. С тех пор, как появился марксизм, прошло около 200 лет, а с тех пор, как появился буддизм, - более 2000 лет. Сейчас мы вступили в XXI век, и в этом веке марксизм практически прекратил свое существование. Исчезли марксизм-ленинизм, сталинизм… [Cмех аудитории]. Как бы то ни было, я согласен с отдельными положениями марксизма. Некоторые из них мне по душе.
Если говорить в целом, я скорее предпочитаю социализм, нежели капитализм. Хотя у социалистической идеологии были ошибки - тоталитаризм, отсутствие демократии и подавление свободы.
Впервые я посетил Россию и Монголию в 1979 году, и в то время меня сопровождал лама Джамьянг. В рамках той поездки я посещал Петербург, тогда он еще носил имя Ленинград. Там, как вы знаете, находится монастырь, построенный во времена моего предшественника Его Святейшества Далай-ламы XIII. Я собирался поехать туда, и лама Джамьянг прилагал тогда большие усилия, чтобы этот визит состоялся. Но, к сожалению, мне так и не удалось побывать в этом монастыре, ведь в то время в вашей стране не было полной свободы.
В последующие годы я еще несколько раз посещал Россию, и в те годы в стране уже дышалось свободнее. Когда я был в России и Монголии в 1979 году, я посетил Улан-Удэ и Улан-Батор. Хотя многие люди питали искреннюю веру [в религиозные ценности], они не могли показать этого и потому изо всех сил делали вид, будто являются убежденными атеистами.
Сейчас вы обрели свободу, но вместе со свободой приходит и чувство ответственности. Поэтому я хотел бы попросить вас – работайте усердно. Пожалуйста, не пейте водку и не лежите на боку. [Cмех аудитории].
Также крайне важно учиться. Сегодня, когда вы обрели свободу, образование имеет ключевое значение, ибо позволяет вам развиваться всесторонне. Пока в стране нет свободы, образование, как правило, носит однобокий характер. Когда же появляется свобода - появляется возможность получить всеобъемлющее образование.
Даже если вы просто хотите иметь средства к существованию, вам нужно образование. Подобным образом, если вы хотите практиковать учение Будды, образование крайне необходимо.
В России сегодня представлено много вероисповеданий. Очень важно, чтобы эти религии проявляли уважение друг к другу. Представители тех или иных религий должны сохранять веру в свои доктрины, но при этом питать уважение к другим вероучениям.
Большинство жителей Монголии исторически считают себя буддистами. Однако сегодня в Монголию начинают приходить христианские миссионеры. Я слышал, что если практиковать христианское учение, получаешь доллары. [Далай-лама улыбается.] Это так?
[Его Святейшество упоминает здесь о чрезмерной активности протестантских миссионеров в Монголии, о чем ему неоднократно сообщали монгольские паломники. – Прим. www.savetibet.ru]
Мне рассказывали, что если человек переходит из буддизма в христианство, то получает 15 долларов. Это правда? Я задаю этот вопрос монгольской аудитории.
Было бы правильнее придерживаться своей исконной религии, так как такая религия больше отвечает нашим внутренним потребностям. Поэтому я всегда говорю приезжающим ко мне западным людям – было бы лучше, если бы вы исповедовали свою традиционную религию, будь то христианство или иудаизм.
Для россиян европейской расы было бы лучше исповедовать православную религию. Хотя, конечно, находятся люди, которые не проявляют большого интереса к религиям своих предков и, напротив, начинают интересоваться такими религиями, как буддизм, поскольку буддизм больше отвечает их ментальным наклонностям.
Таким людям я бы хотел сказать следующее – необязательно сразу же становиться верующим буддистом, преисполняться веры в Три Драгоценности. Можно просто использовать весьма логичные и подробные объяснения буддизма для трансформации своей личности.
Некоторые ученые, описывая буддизм, говорят о нем не как о религии, но как о науке о функционировании сознания. Великие мыслители и ученые, которые работают на Западе, обычно не проявляют особого интереса к религии. Но когда речь заходит о буддизме, он представляется им весьма интересным. В настоящее время в западном мире (таких странах как Германия, Франция, Италия, и также Соединенные Штаты) все больше людей проявляют интерес к буддизму, и я понимаю, почему. Хотя буддизм не является вашей исконной религией, он привлекает вас в силу [вышеперечисленных] факторов.
Однако недостаточно просто объявить себя буддистом, взять в руки четки, или установить статую в своей комнате. Я - буддист, буддийский монах, но когда я вижу тех, кто придерживается «старого стиля» [буддийского вероисповедания] - не уделяет внимания изучению буддизма, но ставит статуи в комнате и начитывает молитвы на четках (хотя при этом в их умах и сердцах не происходит никаких изменений), вот к таким людям я отношусь весьма и весьма критично.
Безусловно, я очень признателен, что вы пришли сюда со статуей Будды. [Его Святейшество Далай-лама обращается к делегации из Калмыкии. – Прим. www.savetibet.ru] Но, в действительности, недостаточно объявить всему миру, что вы – буддист. Вы должны изучать буддийскую Дхарму. Я обычно говорю людям, которые проявляют интерес к буддизму, что главное – максимально использовать свои умственные способности. Только таким образом мы, в конце концов, сумеем трансформировать свои эмоции.
И именно в силу того, что мы должны использовать свои умственные способности, на первый план выходят концепции взаимозависимого возникновения и относительной природы явлений. И, напротив, если мы опираемся только на веру, эти концепции перестают иметь определяющее значение.
У нас осталось не так много времени, но на протяжении последних дней я давал вам объяснения и наставления. Пожалуйста, помните то, что я говорил вам все эти дни. Изучайте буддизм и старайтесь произвести трансформацию в своем сознании, только так вы сумеете изменить свои ментальные наклонности.
Спасибо!
Дхарамсала, Индия
25 марта 2006
Перевод с тибетского Бем Митруев
Перевод с английского Юлия Жиронкина